2) характера социального этих целей и ценностей - соответственных общественно-
историческому процессу или препятствующих ему. Исходя из этого, можно отнести:
1) к высшему уровню развития группового - коллективы и группы, приближающиеся к ним по
типу своей структуры и социально-психологическим характеристикам;
2) к низшему - группы, основанные на асоциальных факторах (всякого рода асоциальные
ассоциации), и группы диффузные, где отсутствуют общие цели и ценности.
РАЗВИТИЕ КОГНИТИВНОЕ
- процесс формирования и развития сферы когнитивной, в
частности - восприятия, внимания, воображения, памяти, речи, мышления.
РАЗВИТИЕ ПРЕНАТАЛЬНОЕ
- внутриутробное развитие плода, кое затрагивает и развитие
психическое. В это время развиваются чувствительность болевая, температурная и сенсорная (в
частности, звуковая), а также моторика. На последних месяцах беременности рецепция и моторика
находятся физиологически и функционально на достаточном уровне зрелости, чтобы обеспечивать
адекватный прием экстероцептивной информации и двигательное реагирование после рождения.
РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКОЕ
- закономерное изменение процессов психических во времени,
выраженное в количественных, качественных и структурных преобразованиях. Характерно
необратимым характером изменений, направленностью (способностью к накапливанию изменений,
«надстраиванию» новых изменений над предшествующими) и их закономерным характером (например,
воспроизводимостью однотипных изменений у особей одного вида). Развитие психики реализуется в
форме филогенеза онтогенеза.
В качестве основных тенденций развития психики выявлены следующие:
1) усложнение форм поведения - форм двигательной активности;
2) совершенствование способности к индивидуальному научению;
3) усложнение форм отражения психического - как следствие и фактор предыдущих тенденций.
При рассмотрении развития психики важны два общих положения.
1. Утверждается примат деятельности в развитии отражения психического. Каждая новая
ступень развития начинается с усложнения деятельности, практически связывающей животное с
внешним миром. Новая форма отражения психического возникает вслед за этим усложнением и делает
возможным ее дальнейшее развитие. Так, в период зарождения психики деятельность животных
складывалась в вещно-оформленной среде и подчинялась связям между различными свойствами вещей.
Но предметом отражения были не эти связи, а лишь отдельные свойства. На следующей ступени
деятельность определялась уже отношениями между предметами - целыми ситуациями, обеспечивалась
же она отражением отдельных предметов.
2. Утверждается, что имеется несовпадение линий биологического и психического развития
животных. Животное на более высокой ступени биологического развития (по биологической
систематике) не обязательно обладает более развитой психикой. Так, высшие представители
простейших превосходят сложностью поведения некоих примитивных многоклеточных животных. Это
несовпадение можно объяснить неоднозначным соотношением между морфологией животных, на коей
основана биологическая систематика, и образом их жизни.
В эволюционном развитии психики выделяются три стадии:
1) стадия психики сенсорной элементарной;
2) стадия психики перцептивной;
3) стадия интеллекта. В каждой стадии возможно разделение по крайней мере на два уровня -
высший и низший.
В современной психологии западной преобладает эклектический подход к развитию психики.
Общепризнанные теория и методология отсутствуют. Можно указать лишь два общих положения,
характерных для большинства концепций:
1) выделяются две группы факторов, обусловливающих развитие психики: природные задатки и
внешнее окружение; иногда выделяется в особую группу факторов личностная активность, отличная от
природных задатков (-> психология гуманистическая); во внешнем окружении, когда речь идет о
человеке, обычно обращается внимание на присвоение норм социальных и культуры, зафиксированных
в знаково-символических формах; отмечается, что под влиянием этих форм происходит перестройка
порождающих структур психики;
|