Правила языкового конструирования имеют этноспецифические особенности, выражаемые в
системе фонетических, лексических, грамматических и стилистических средств и правил общения на
данном языке.
В речи представлены внешний, чувственный, а также внутренний смысловой аспекты. Из
сигналов и знаков каждый партнер по общению вычерпывает их содержание. Иначе, в ходе общения
речевого происходит непрерывное кодирование и раскодирование информации. Речь содержит
процессы порождения и восприятия сообщений для целей общения или, в частном случае, для целей
регуляции и контроля собственной деятельности (речь внутренняя, речь эгоцентрическая).
Большинство отечественных психологов рассматривает речь как деятельность речевую,
выступающую или как целостный акт деятельности (если она имеет специфическую мотивацию, не
реализуемую другими видами деятельности), или как действия речевые, включенные в неречевую
деятельность. Структура деятельности речевой или действия речевого в принципе совпадает со
структурой любого действия - содержит фазы ориентировки, планирования (в форме «внутреннего
программирования»), реализации и контроля.
Речь бывает активной, конструируемой каждый раз заново, и реактивной - цепочкой
динамических речевых стереотипов. В условиях спонтанной речи устной сознательный выбор и оценка
используемых в ней языковых средств сведены к минимуму, тогда как в речи письменной и в
подготовленной речи устной занимают значительное место.
Различные виды речи строятся по специфическим закономерностям: так, речь разговорная
допускает значительные отклонения от грамматической системы языка; особое место занимает
логическая и тем более художественная речь.
Почти у всех видов животных есть способы передачи информации, посредством коих можно
сообщать об опасности, привлекать внимание потенциального брачного партнера или запрещать
проникновение на свою территорию. Но эти сигналы всегда связаны с некоей сиюминутной ситуацией.
По-видимому, ни одно животное, кроме человека, не способно передавать информацию, не
относящуюся к текущему моменту.
РЕЧЬ: ФУНКЦИЯ
- особенности речи как деятельности, осознанно или неосознанно
используемые индивидом для достижения некоих целей. Выделяются: функция речи коммуникативная,
индикативная, предикативная семантическая и эмоционально-выразительная.
РЕЧЬ: ФУНКЦИЯ ИНДИКАТИВНАЯ (указательная функция речи) - использование речи для
передачи другим людям некоего сообщения с целью явного или неявного указания на некий объект.
РЕЧЬ: ФУНКЦИЯ КОММУНИКАТИВНАЯ
- использование речи с целью передачи другим
людям некоей информации или побуждения их к действиям.
РЕЧЬ: ФУНКЦИЯ ПРЕДИКАТИВНАЯ
- использование речи с целью высказывания
собственных суждений по некоему вопросу. Иное название данной функции - функция высказывания.
РЕЧЬ: ФУНКЦИЯ СЕМАНТИЧЕСКАЯ
- использование речи с целью передачи смысла,
скрытого в мысли и отражающего смыслозначимые свойства предметов, явлений, действий и
отношений между ними во внешнем мире.
РЕЧЬ: ФУНКЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНАЯ
- использование речи с целью
выражения собственного эмоционального отношения к некоему объекту или ситуации, в частности - с
целью побуждения слушающих к действиям. От степени выраженности в речи эмоций говорящего и
степени заражения слушающих зависит побудительная эффективность речи.
РЕЧЬ АВТОНОМНАЯ - согласно Л. С. Выготскому, А. Р. Лурии и пр. - один из ранних этапов
развития речи ребенка, характерный тем, что слова или слоги, воспроизводимые детьми по образцу
речи взрослых, существенно искажаются - например, за счет повторения.
Речь автономная ситуативна, неопределенна и многозначна, ибо ребенок еще не владеет
содержанием понятия; обобщения в ней основаны на объединении в одном слове признаков
неродственных предметов. Формально она не имеет флексий и других признаков синтактических
отношений.
Поскольку развитие речи ребенка сильно зависит от разнообразия и качества языковой среды,
речь автономная может сохраняться достаточно долго и служить тормозом развития умственного.
|