РЕЧЬ ВНУТРЕННЯЯ
- различные виды использования языка - вернее, значений языковых -
вне процесса реальной коммуникации; скрытая речевая активность - вербализация, сопровождающая
процесс мышления. В онтогенезе она формируется в процессе интериоризации речи внешней. Ее
проявления особенно явны в условиях повышенного умственного напряжения - при решении
различных задач, мысленном планировании, чтении текстов «про себя», при заучивании и
припоминании. На плане речи внутренней выполняется логическое упорядочение воспринимаемой
информации, ее включение в определенную систему понятий; проводится самоинструктирование;
анализируются свои действия и переживания.
По своей логико7грамматической структуре, существенно определяемой содержанием мысли,
речь внутренняя представляет собой обобщенные семантические комплексы, состоящие из фрагментов
слов и фраз, в группировке с различными наглядными образами и условными знаками. При встрече
субъектом затруднений или противоречий его речь внутренняя становится более развернутой и может
переходить в монолог внутренний, в речь шепотную или громкую речь, кои проще контролируются
логически и социально.
С помощью речи внутренней происходит логическая перестройка чувственных данных, их
осознание и мотивация в определенной системе понятий и суждений. Она - весьма сложное явление,
где мысль и язык связываются в неразрывный комплекс, действующий как речевой механизм мышления.
Благодаря ей словесно выражаются процессы восприятия мира, действий и переживаний личности,
формируются ее установки и отношения к миру, развивается способность к саморегулированию
поведения.
Выделяются три основных типа речи внутренней:
1) проговаривание внутреннее - «речь про себя», сохраняющая структуру речи внешней, но
лишенная фонации (произнесения звуков); типична для решения задач мыслительных в затрудненных
условиях;
2) собственно речь внутренняя, когда она выступает как средство мышления, пользуется
специфическими единицами (код образов и схем, код предметный, значения предметные) и имеет
специфическую структуру, отличную от структуры речи внешней;
3) программирование внутреннее - формирование и закрепление в специфических единицах
замысла (типа, программы) речевого высказывания, целого текста и его содержательных частей.
РЕЧЬ ДАКТИЛЬНАЯ
- речь, воспроизводящая слова посредством букв дактильных -
определенных конфигураций пальцев и их движений. Применяется в отечественной сурдопедагогике
как вспомогательное речевое средство при обучении глухих словесной речи, а также в коммуникации
межличностной глухих и в общении слышащих с глухими (=> речь мимико-жестовая).
РЕЧЬ ЖЕСТОВАЯ
- способ общения межличностного людей, лишенных слуха, посредством
системы жестов, характерной своеобразными лексическими и грамматическими закономерностями.
Закономерности речи жестовой обусловлены своеобразием ее основной семантической единицы -
жеста, а также его функциональным назначением (использованием в сфере непринужденного общения).
В сфере официального общения (собрания, лекции и пр.) применяется калькирующая речь
жестовая, когда жесты последовательно применяются для воспроизведения слов. В ней применяются
элементы речи дактильной для обозначения окончаний, суффиксов и пр.
Речь жестовая применяется как вспомогательное средство (наряду с основным - речью
словесной) в обучении и воспитании детей с недостатками слуха.
РЕЧЬ МИМИКО-ЖЕСТОВАЯ
- средство общения глухих людей посредством жестов и
мимики, имеющих экспрессивный и означающий характер. Каждое понятие приписывается к
определенному жесту, но родовидовые отношения между этими понятиями могут быть иными, чем в
разговорной речи. Так, разные конструкции часов (настенные, наручные и пр.) соотносятся с разными
жестами; наоборот, один и тот же жест может означать и предмет, и действие (топор - рубить).
Конструкция предложения в тоже имеет свою специфику: на первое место ставится предмет, затем - его
качество; после объекта указывается действие, на него направленное. Как семантическая единица
высказывания в речи мимико-жестовой часто выступает мимика (=> пантомимика; речь дактильная).
|