Navigation bar
  Print document Start Previous page
 430 of 599 
Next page End  

РЕЧЬ ПИСЬМЕННАЯ
- общение вербальное (словесное) посредством текстов письменных;
речь, основанная на визуально воспринимаемой устойчивой фиксации языковых конструкций, прежде
всего в виде письменного текста.
Бывает непосредственной (обмен записками во время заседания) и отсроченной (письмо) -
причем оказывается возможным передавать сообщения со значительной временной отсрочкой.
Отличается от речи устной не только использованием графики, но и грамматически (прежде
всего синтактически) и стилистически - типичными для нее синтактическими конструкциями и
специфичными стилями функциональными. Ей свойственна весьма сложная композиционно-
структурная организация, коей нужно специально овладевать; отсюда - особая задача обучения речи
письменной в школе.
Поскольку текст речи письменной может восприниматься единовременно или хотя бы большими
«кусками», восприятие речи письменной и речи устной сильно отличаются.
РЕЧЬ УСТНАЯ
- общение вербальное (словесное) посредством языковых средств,
воспринимаемых на слух. Характерна тем, что отдельные компоненты сообщения речевого
порождаются и воспринимаются последовательно.
Процесс порождения речи устной содержит звенья ориентировки, одновременного
планирования (программирования), речевой реализации и контроля; при этом планирование
совершается по двум параллельным каналам и касается содержательной и моторно-артикуляционной
сторон речи.
РЕЧЬ УСТНАЯ: ВОСПРИЯТИЕ
- построение модели субъективной осмысленного сообщения
на основе процесса слушания активного. Восприятие смысла в значительной мере зависит от
индивидуально-личностных особенностей слушающего или читающего, прежде всего - от гибкости
мышления и направленности личности.
РЕЧЬ ЭГОЦЕНТРИЧЕСКАЯ
- речь, обращенная к самому себе, регулирующая и
контролирующая практическую деятельность ребенка, - говорение без попыток встать на точку зрения
собеседника, что ребенку характерно. Одна из форм детской речи, впервые описанная швейцарским
психологом Ж. Пиаже. Наблюдается в возрасте трех - пяти лет и к концу возраста дошкольного исчезает.
Проявляется в том, что дети говорят вслух, как будто ни к кому не обращаясь, в частности задают
вопросы, не получая на них ответа и нисколько тем не беспокоясь. С возрастом проявления речи
эгоцентрической убывают и к шести - семи годам исчезают.
Согласно Пиаже, у ребенка изначально отсутствуют операции интеллектуальные, позволяющие
осознать различия собственной и чужой точек зрения. Если ребенок развивается в обедненной в плане
общения среде, то доля его речи эгоцентрической достаточно велика, но в ситуации совместно
организованной работы детей резко падает и практически исчезает после семи лет.
Как показал Л. С. Выготский в полемике с Пиаже (впоследствии согласившимся с его точкой
зрения), она генетически восходит к внешней (коммуникативной) речи и есть продукт ее частичной
интериоризации. Итак, речь эгоцентрическая - как бы переходный этап от речи внешней к внутренней.
Можно сделать вывод, что речь эгоцентрическая отражает уже продвинутую стадию интериоризации
речи как главного средства саморегуляции.
Понятие речи эгоцентрической применяется также в патопсихологии при описании
соответственных синдромов.
РЕШЕНИЕ
- в психологии - формирование мыслительных операций, снижающих исходную
неопределенность ситуации проблемной. В процессе решения выделяются стадии поиска, принятия и
реализации.
Конкретизация понятия решения зависит:
1) от уровня исследования - системного, функционального, личностного, деятельностного;
2) от области исследования - решение познавательное, творческое, оперативное, управленческое;
3) от психологических механизмов решения - решение волевое, интеллектуальное,
эмоциональное, вероятностное, и пр.
В психологии инженерной понятие решения часто отождествляется с принятием решения в связи
с восприятием сигналов и способами воздействия на систему управления.
Hosted by uCoz