Оценка решения проводится по параметрам его качества и эффективности, психологической и
логической сложности. Типичная структура поведения в ходе решения - разделение исходной проблемы
на множество более простых промежуточных задач согласно плану решения.
Есть два типа механизмов решения, характерных наличием или отсутствием гарантии получения
правильного результата, - механизмы точные (аналитические, логические) и механизмы эвристические
(приближенные, интуитивные). Практическая ценность эвристических приемов зависит от
предшествующего опыта решения аналогичных задач.
РЕШЕНИЕ АЛЬТЕРНАТИВНОЕ
- одно из возможных решений некоей проблемы, столь же
правдоподобное, как другие решения, причем оно оспаривает справедливость возможного иного
решения. При наличии нескольких решений альтернативных ни одно не может считаться вполне и
окончательно правильным.
РЕШИТЕЛЬНОСТЬ
- способность самостоятельно принимать ответственные решения и
неуклонно реализовать их в деятельности. Особенно ярко проявляется в сложных ситуациях, когда
поступок связан с известным риском и необходимостью выбора из нескольких альтернатив.
Решительность - это также способность смело брать на себя ответственность за принятое решение,
своевременность действия, умение быстро его исполнять или задерживать. Нравственная оценка
решительных поступков зависит от их конкретного социального содержания.
РИГИДНОСТЬ
- в психологии - неготовность, затрудненность - вплоть до полной
неспособности - в изменении намеченной субъектом программы деятельности в условиях, требующих
ее перестройки согласно новым ситуационным требованиям. Выделяются:
1) ригидность когнитивная - обнаруживается в трудностях перестройки восприятия и
представлений в изменившейся ситуации;
2) ригидность аффективная - выражается в косности аффективных, эмоциональных откликов на
изменяющиеся объекты эмоций;
3) ригидность мотивационная - проявляется в тугоподвижной перестройке системы мотивов в
обстоятельствах, требующих гибкости и изменения характера поведения.
Уровень ригидности, проявляемой субъектом, обусловлен взаимодействием его особенностей
личностных с характером среды, включая степень сложности стоящей задачи, ее привлекательности,
наличие опасности, монотонность стимуляции и пр.
РИСК
- ситуативная характеристика деятельности, состоящая в неопределенности ее исхода и
возможных неблагоприятных последствиях в случае неуспеха. В психологии этому термину
соответствуют три основных взаимосвязанных значения.
1. Риск как мера ожидаемого неблагополучия при неуспехе в деятельности, определяемая
сочетанием вероятности неуспеха и степени неблагоприятных последствий в этом случае.
2. Риск как действие, выполнение коего ставит под угрозу удовлетворение некоей достаточно
важной потребности, или же в некоем отношении грозит субъекту потерей - проигрышем, травмой,
ущербом. Экспериментально здесь различаются риск мотивированный, рассчитанный на ситуативные
преимущества в деятельности, и риск немотивированный. Кроме того, исходя из соотношения
ожидаемого выигрыша и ожидаемого проигрыша при реализации соответственного действия,
выделяются риск оправданный и неоправданный.
3. Риск как ситуация выбора между двумя (или даже более) возможными вариантами действия,
исход коего проблематичен и связан с возможными неблагоприятными последствиями: менее
привлекательным, но более надежным, и более привлекательным, но менее надежным. Традиционно
здесь выделяются два класса ситуаций:
1) те, в коих успех и неуспех оцениваются по определенной шкале достижений - ситуации типа
«уровень притязаний»;
2) те, в коих неуспех влечет наказание - физическую угрозу, болевое воздействие, социальные
санкции. При этом выбор рискованного поведения не всегда обусловлен более высокой ценностью
достигаемого результата. Часто проявляется тенденция к бескорыстному риску, воспринимаемому как
самостоятельная ценность.
Важно различие между ситуациями шансовыми, где исход зависит от случая, и ситуациями
навыка, где он связан со способностями субъекта. Выявлено, что при прочих равных условиях люди
|