Navigation bar
  Print document Start Previous page
 432 of 599 
Next page End  

обнаруживают более высокий уровень риска в ситуациях, связанных не с шансом, а с навыком, - когда
считают, что от них что-то зависит.
В психологии понятие риска раскрывается преимущественно в аспекте принятия риска -
активного предпочтения субъектом опасного варианта действия безопасному. Привлекают внимание
явления сдвига в сторону большего или меньшего уровня риска в условиях группового обсуждения
деятельности (-> сдвиг рисковый).
РИСУНОК ДЕТСКИЙ
- продукт деятельности изобразительной ребенка. Предпосылки к
овладению рисованием - прежде всего осознание того, что некоторые предметы могут оставлять следы -
возникают в возрасте раннем в контексте деятельности предметно-манипулятивной. Первые рисунки
являют собой начерченные на листе бумаги каракули, при этом рисунок содержит не только образы
зрительные предмета и представления о нем, но и двигательные представления о том, как нужно
строить изображение предмета.
РИТМ - 1. Чередование некоих элементов, происходящее с определенной последовательностью,
частотой и пр.
2. Налаженный ход чего-либо; размеренность протекания чего-либо.
РИТМ ГОДОВОЙ - биологические ритмы с периодичностью, близкой к одному году.
РИТУАЛ
- согласно Э. Фромму - символическое выражение мыслей и чувств посредством
действия, общего для многих и выражающего общие стремления, основание коих лежит в общих
ценностях. Различаются:
1) ритуал рациональный - выражающий стремления, ценные для индивида, и не отвращающий
подавленные импульсы;
2) ритуал иррациональный - с навязчиво-вынужденным характером и значительным элементом
страха.
РОБОТИЗАЦИЯ
- в психологическом аспекте - использование интеллектуальных
роботехнических комплексов, функциональные особенности коих состоят в достаточно гибком
реагировании на изменения в рабочей зоне. В таких комплексах выделяются три основные
взаимосвязанные подсистемы:
1) подсистема восприятия - обеспечивает прием информации из рабочей зоны и может
реализоваться на базе нескольких видов сенсоров: тактильного, локационного, силомоментного,
визуального и звукового;
2) подсистема представления знаний - является ведущей и обеспечивает накопление,
корректировку и использование знаний в решении задач;
3) подсистема планирований и исполнения действий - выполняет актуальное преобразование
обобщенного плана действий в последовательность операций требуемой амплитуды и скорости.
Приведенная структура функций говорит о потребности разработчиков этих комплексов иметь
достоверные психологические знания об аналогичных процессах, реализуемых человеком. Все
психологические явления, выявленные в экспериментальных исследованиях процессов сенсорно-
познавательных, построения движений, применяются в новых разработках, а проблемы роботизации
влияют на содержание исследований психологических. Это объясняется тем, что успешно действующие
роботехнические комплексы предоставляют психологам ценный эмпирический материал для разработки
новых моделей концептуальных аналогичных процессов психических.
РОЛЬ
- в психологии социальной - социальная функция личности; соответственный принятым
нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе
отношений межличностных. Понятие роли ввел Д. Мид (-> интеракционизм).
Индивидуальное исполнение роли человеком имеет определенную «личностную окраску»,
зависящую прежде всего от его знаний и умения находиться в данной роли; от ее значимости для него,
от стремления больше или меньше соответствовать ожиданиям окружающих. Диапазон и количество
ролей определяются многообразием групп социальных, видов деятельности и отношений, в кои
включена личность, и ее потребностями и интересами.
Различаются:
1) роли социальные, обусловленные местом индивида в системе отношений социальных - роли
профессиональные, социально-демографические и пр.;
Hosted by uCoz