На первом этапе исследований целью оптимизации системы эргатической считалось
приспособление человека к техническому устройству; на втором - технического устройства к человеку, к
его психологическим, физиологическим и прочим характеристикам. Для третьего этапа характерно
рассмотрение системы эргатической с позиции анализа человеческих факторов как ее совокупных
интегральных качеств. При этом не человек рассматривается как звено, включенное в систему
техническую, а техническое устройство - как средство, включенное в деятельность человека-оператора.
Именно человек порождает н трансформирует цели функционирования системы, достигая их с помощью
технического устройства.
Существует несколько оснований классификаций систем эргатических. В зависимости от числа
действующих людей различаются системы:
1) моноэргатические - с одним оператором;
2) полиэргатические - с несколькими.
В зависимости от соподчиненности операторов в системе выделяются системы первого, второго
и более высоких порядков. Так, система второго порядка имеет два уровня управления, на первом из
коих оператор работает с техническим устройством, а на втором - оператор кроме работы с техническим
устройством руководит действиями первого оператора.
По функциональному критерию разделяются системы:
1) детерминированные - действующие по жесткому алгоритму;
2) недетерминированные - где появление тех или иных событий, а потому и деятельность
оператора имеют вероятностный характер.
Есть и другие критерии классификации; их количество и разнообразие постоянно растет, что
затрудняет попытки создания единой классификации.
СИТУАЦИЯ
- система внешних по отношению к субъекту условий, побуждающих и
опосредующих его активность. Здесь внешнее положение по отношению к субъекту означает:
воспринимаемую в пространственном отношении - внеположенность ему; во временном отношении -
предшествование действию субъекта; в функциональном отношении - независимость от него
соответственных условий в момент действия.
К элементам ситуации могут относиться и состояния самого субъекта в предшествующий момент
времени, если они обусловливают его последующее поведение. Полное описание ситуации
подразумевает выделение требований, предъявленных индивиду извне или выработанных им самим,
выступающих для него как исходные (-> ситуация проблемная).
Реализация требований ситуации создает предпосылки ее преобразования или преодолению.
Выход за пределы ситуации (-> активность надситуативная) происходит в той мере, в какой у субъекта -
при значимости для него этой ситуации - складываются и начинают реализоваться новые требования к
себе, избыточные по отношению к первоначальным.
СИТУАЦИЯ ПОГРАНИЧНАЯ - ситуации существования индивидуального (бытия личного), в
коих самосознание личности обостряется и человек непроизвольно познает себя.
Согласно К. Ясперсу, возникают перед лицом смерти, вины, испытаний с непредсказуемым
исходом. Они побуждают человека опираться на свои сущностные силы и служат источником
рефлексии. Ситуации пограничные - важные моменты саморазвития личности, стимулы деятельности;
в то же время они способны вызвать чрезмерное напряжение (-> стресс), могут быть причиной
невротизации и травм психических.
СИТУАЦИЯ ПРОБЛЕМНАЯ
- возникающее при выполнении практического или
теоретического задания осознание того, что ранее усвоенных знаний недостаточно, и появление
субъективной потребности в новых знаниях, реализуемой в целенаправленной активности
познавательной. Одно из центральных понятий обучения проблемного.
1. Содержащее противоречие и не имеющее однозначного решения соотношение обстоятельств и
условий, в коих разворачивается деятельность индивида или группы.
2. Психологическая модель условий порождения мышления на основе ситуативно возникающей
познавательной потребности, форма связи субъекта с объектом познания.
Ситуация проблемная (=> проблема) характеризует взаимодействие субъекта и его окружения, а
также психическое состояние познающей личности, включенной в объективную и противоречивую по
|