У лиц психопатического склада (-> психопатия) в ответ на болезнь или тяжелую травму
психическую могут развиваться психозы реактивные в форме бреда реактивного, состояния сознания
сумеречного, и пр.
СОСТОЯНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ - фоновая активность системы нервной, в условиях коей
реализуются акты поведенческие. Является общей, интегральной характеристикой работы мозга,
означающей общее состояние множества его структур. Зависит от таких факторов, как:
1) особенности характера выполняемой деятельности;
2) значимость мотивов, побуждающих к выполнению конкретной деятельности;
3) величина сенсорной нагрузки, могущая достигать высоких значений или резко падать в
условиях депривации сенсорной;
4) исходный уровень активности системы нервной - как отражение предшествующей
деятельности субъекта;
5) индивидуальные особенности системы нервной;
6) воздействия, выходящие за рамки естественной среды обитания организма -
фармакологические, химические, электрические раздражения и пр.
Состояние функциональное не совпадает с уровнем бодрствования, являющегося его
поведенческим проявлением. Есть собственные индикаторы состояния функционального, не сводимые
к показателям уровня бодрствования и эффективности деятельности. Сюда относятся характеристики
биоэлектрической активности мозга, отражающие активность модулирующей системы мозга.
СОХРАНЕНИЕ
- 1. фаза памяти, характеризующая долговременное хранение воспринятой
информации в скрытом состоянии; процесс в памяти - удержание в ней информации.
О сохранении можно судить лишь на основании наблюдений за другими, предполагающими его
мнемическими процессами: воспроизведением, узнаванием, повторным заучиванием. На сохранение
влияет организация запоминания. Сохранение существенно зависит от организации мнемических
средств (-> мнемоника) и от мер, предупреждающих забывание (-> запоминание; повторение). Качество
сохранения определяет воспроизведение. Многочисленные эксперименты подтверждают, что
сохранение информации зависит от цели: запомнить надолго или на краткий срок.
Сохранение давно уже не понимается как пассивное удержание информации, описываемый лишь
количественными показателями забывания. Раскрыта зависимость сохранения:
1) от установок личности - профессиональной направленности памяти в деятельности
познавательной, злопамятства или добросердечия в памяти эмоциональной, и пр.;
2) от условий и организации заучивания;
3) от влияния последующей информации;
4) от мыслительной переработки материала;
5) от переходов от сохранения в сознании к вытеснению в бессознательное.
Различаются:
1) сохранение активное - когда удерживаемый материал подвергается внутренним
преобразованиям, от простого циклического повторения до включения в системы новых связей
семантических, резко увеличивающего вероятность его последующего воспроизведения;
2) сохранение пассивное - когда подобные активные преобразования не обнаруживаются.
Возможность вызвать в состоянии гипнотическом воспоминания и тип поведения, присущие
детскому возрасту, ставит вопрос о том, исчезает ли что-либо из памяти окончательно, или все же
остается как след, недоступный для произвольного, сознательного доступа.
2. Понятие, используемое в системе генетической психологии Ж. Пиаже для обозначения
интеллектуальной операции, связанной с инвариантностью, постоянством свойств предметов внешней
среды.
Овладение ребенком этой операцией знаменует важный этап его развития интеллектуального.
При понимании принципа, заключенного в данном понятии, предмет начинает восприниматься
неизменным по составу » элементов или физических параметров - несмотря на возможные различия в
формах их перцептивной представленности.
На дооперациональной стадии развития интеллектуально ребенок ориентируется только на
перцептивные соотношения, в связи с чем некие перемещения элементов внутри множества
|