Navigation bar
  Print document Start Previous page
 477 of 599 
Next page End  

воспринимаются как изменения самого множества. Так, в концепции развития интеллекта Пиаже
зафиксирован феномен, состоящий в том, что у маленьких детей в ситуациях, где требуется
количественная оценка величин, может наблюдаться конфликт между восприятием и логикой - как
следствие отсутствия обратимости умственных действий. Например, ребенок считает, что при
переливании жидкости из одного сосуда в другой, иной формы, в зависимости от его формы количество
воды увеличивается Либо уменьшается.
При переходе на стадию операций конкретных он овладевает принципом сохранения, на основе
чего оказывается возможной операция обратимости, за коей признается статус основной логической
характеристики мышления. Овладение принципом сохранения в отношении разных физических
признаков предметов, - таких как масса, вес, длина, - происходит не одновременно.
СОЦИАЛИЗАЦИЯ
- процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом
социального опыта, прежде всего - системы ролей социальных. Реализуется в общении и деятельности -
в семье, дошкольных учреждениях, школе, в коллективах трудовых и прочих. Происходит как в условиях
стихийного воздействия различных обстоятельств жизни в обществе, так и в условиях воспитания -
целенаправленного формирования личности. Воспитание - ведущее и определяющее начало
социализации. Понятие введено в психологию социальную в середине XX в.
В ходе социализации происходит формирование таких индивидуальных образований, как
личность и самосознание. В рамках социализации происходит усвоение норм социальных, умений,
стереотипов, установок социальных, принятых в обществе форм поведения и общения, вариантов
жизненного стиля.
В разных школах научных понятие социализации получило различную интерпретацию:
1) в необихевиоризме - как социальное научение;
2) в школе интеракционизма символического - как результат социального взаимодействия;
3) в психологии гуманистической - как самоактуализация Я-концепции.
Явление социализации многоаспектно, каждое из указанных направлений акцентирует внимание
на одной из сторон этого феномена.
В отечественной психологии проблема социализации разрабатывается в рамках диспозиционной
концепции регуляции поведения социального, где представлена иерархия диспозиций, синтезирующих
систему регуляции поведения социального в зависимости от степени включенности в общественные
отношения.
Долгое время внимание отечественных психологов привлекала преимущественно социализация
как воспитание в институциализованных образовательных системах, но позднее предметом серьезного
изучения стали процессы, протекающие вне официальных структур, в частности - в объединениях
неформальных, в стихийно возникающих группах и пр.
СОЦИОБИОЛОГИЯ
- стала популярной в США после публикации в 1975 г. книги Уилсона.
Определяется как наука о биологических основах всех форм социального поведения. В представлениях о
природе человека идет гораздо дальше этологии и доходит до утверждения, что в основе всех форм
поведения социального лежат врожденные структуры, присущие человеку так же, как и всем другим
животным. Пытается синтезировать данные, собранные этологией и теорией эволюционной,
обогащенной достижениями генетики.
Социобиология утверждает, что живые существа постоянно конкурируют между собой, стремясь
обеспечить наилучшие шансы на успешную передачу потомству своих генов. Иначе, все формы
поведения социального, свойственные различным видам и в особенности человеку, существуют, лишь
поскольку обеспечивают передачу потомству возможно большего числа генов, исходя из чисто
«эгоистических» принципов. Выходит, что все многообразные аспекты человеческой деятельности
проявляются лишь для того, чтобы позволить индивиду передать дальше свой генетический материал;
всякий организм - всего лишь машина, обеспечивающая сохранение генов, а различные формы его
поведения - всего лишь стратегии для наилучшего распространения этих генов.
Социобиология появилась во время кризиса, начавшегося в конце 70-х гг., и содержала все
необходимое, чтобы увлечь моралистов, заботящихся об общественном порядке и готовых принять
мысль, что такой порядок уже предусмотрен в естественном ходе вещей.
Hosted by uCoz