вообще». Вера всегда связана с предметом, содержательно им определяется и бесконечно многообразна
в проявлениях. Так, если предметом веры выступают явления внешней действительности и изучающий
их субъект предоставляет подтверждаемые опытом доказательства истинности своих результатов, то
здесь имеется убежденность или вера в свою правоту. Иное содержание имеет вера в случае, когда
человек не способен охватить разумом чрезмерно сложный или не поддающийся рациональному
объяснению объект. Тогда он либо так или иначе отказывается от познания, включая механизмы
вытеснения, замещения или рационализации, либо упрощает и редуцирует объект, предпочитая
иррациональную веру без всяких доказательств. Основания такой веры лежат глубже знания и
мышления. Она по отношению к ним выступает как факт первоначальный и потому сильнее их.
Например, применительно основ нашего бытия вера -
это более или менее прямое или косвенное,
простое или усложненное представление в сознании досознательной связи субъекта с объектом. Чем
проще, всеохватнее и неизбежнее эта связь, тем сильнее соответственная ей вера. Так, всего сильнее
вера в реальность внешнего мира, ибо она лишь отражает в сознании тот исходный, простой и
неустранимый факт, что каждый человек - часть всемирного целого, часть общего бытия. Близкое
отношение к предмету свойственно религиозной вере, объектом коей выступают вопросы бессмертия
души, свободы воли, существования божества, множественности его проявлений и пр. Будучи связана с
поисками человеческого духа, религиозная вера не зависит прямо от таких простых и безусловных
оснований, как реальность физического бытия человека в физическом мире. Потому особым предметом
веры выступают не только процессы духовного бытия, но и сами объекты и постулаты религиозной
веры. Свобода вероисповедания как раз заключается в том, что человек включает в свой образ мира
существование внематериального мира, а также в отсутствии преследования за исповедание веры.
ВЕРБАЛЬНЫЙ
- в психологии - термин для обозначения форм знакового материала, а также
процессов оперирования с этим материалом. Различаются:
1) вербальный осмысленный материал - ряды существительных, прилагательных, глаголов,
числительных, отрывки текстов, стихотворения и пр.;
2) вербальный бессмысленный материал - группы из трех согласных, слоги, бессмысленные
слова разной степени приближенности к реальному языку. Вербальному материалу
противопоставляются:
1) невербальный осмысленный материал - геометрические фигуры, рисунки, фотографии,
предметы и пр.;
2) невербальный бессмысленный материал - необычные геометрические фигуры, чернильные
пятна. В зависимости от используемого материала различаются: вербальное (словесное) и невербальное
общение (например жестовое); вербальный (определяемый на основе решения вербальных задач) и
невербальный интеллект (характеризуемый решением образных, конструктивных и других невербальных
задач); вербальная (словесная) и невербальная информация (например образная).
ВЕРИФИКАЦИЯ
- при проверке научных понятий - доказательство или иная убедительная
демонстрация того, что явления, включенные в объем и содержание данного понятия, действительно
существуют и соответствуют определению понятия. Это же предполагает наличие методики опытной
проверки явления, описываемого понятием. Проверка выполняется посредством соответственной
психодиагностической процедуры.
ВЕЩЕСТВО - нейромодулятор, служащий для передачи в системе нервной болевых сигналов.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
- в психологии - процесс непосредственного или опосредованного
воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь.
Выступает как интегрирующий фактор, способствующий образованию структур. Исследованиями
установлены такие виды взаимодействия как содружество, конкуренция и конфликт. Нужно иметь в
виду, что эти виды - не только взаимодействие двух личностей: они происходят и между частями групп,
и между целыми группами. Так, в ходе взаимодействия между членами вновь созданной группы
появляются признаки, характеризующие эту группу как взаимосвязанную устойчивую структуру
определенного уровня развития. Взаимодействие как материальный процесс сопровождается передачей
материи, движения и информации: оно относительно, происходит с конечной скоростью и в
определенном пространстве-времени. Но эти ограничения действуют лишь для непосредственного
|