1) темп продвижения в овладении деятельностью;
2) широта переноса формирующихся психических качеств;
3) соотношение нервно-психических затрат и конечного результата деятельности.
СПОСОБНОСТЬ: ПРОИСХОЖДЕНИЕ
- один из самых сложных вопросов: врожденны
способности, или они формируются прижизненно. «Врожденный», «прирожденный» обычно
понимаются в смысле «полученный от природы», «переданный по наследству»; но с научной позиции
это нестрого, и предпочтительнее термин «наследственный».
Ответы на поставленный вопрос очень противоречивы, часто противоположны. И в пользу
каждой альтернативы приводятся свои доводы. Основные из них таковы:
1) обычно считается, что доказательством врожденности способностей служит их раннее
проявление у ребенка; так, у Моцарта способности обнаружились в три, у Гайдна - в четыре года;
2) о врожденности способностей заключают также на основе повторения их у потомков
выдающихся людей; часто приводятся примеры одаренных семей и даже целых династий: Бахов,
Дарвинов и пр.;
3) более строгие факты дают исследования с применением метода близнецов; корреляция
показателей внутри монозиготных пар оказалась очень высокой: 0.7-0.8, тогда как в парах сибсов
коэффициенты около 0.4-0.5;
4) впечатляющие результаты получены в исследованиях на животных с применением метода
селекции искусственной; они свидетельствуют о возможности накопления генетической
предрасположенности к успешному обучению.
Для обсуждения вопросов о том, как велика роль генотипических предпосылок способностей и
насколько успех в их развитии зависит от наследственных задатков, нужно рассмотреть
противоположные факты, показывающие действие внешних условий, а также воспитания и обучения. А
они таковы:
1) к менее точным, но достаточно впечатляющим результатам относятся результаты деятельности
выдающихся педагогов; известно множество случаев, когда в разных областях деятельности вокруг
одного учителя возникала большая группа талантливых учеников, по численности и уровню
способностей необъяснимая с позиции законов статистики;
2) более точные доказательства являют факты массового развития некоих специальных
способностей в условиях определенных культур; так, звуковысотный слух, основа слуха музыкального,
оказывается много менее развитым у испытуемых русской национальности, чем у вьетнамской (здесь
нужно заметить, что во вьетнамском языке высота звука несет смыслоразличительную функцию, тогда
как в русском языке этого нет); считается, что этот пример показывает фундаментальный вклад условий
среды и упражнения в формировании способностей;
3) достаточно убедительны доказательства, полученные в исследованиях на животных с
применением метода селекции искусственной; выращивание отобранных поколений «умных» крыс в
условиях обедненной впечатлениями среды и поколений «глупых» крыс в условиях обогащенной среды
выяснило, что показатели последних оказались выше.
В итоге можно сделать вывод, что все полярные ответы о происхождении способностей
неверны. Мнение о генетической предопределенности способностей по существу говорит о том, что
они «появляются» - без процесса развития. Мнение о том, что всему можно научить или научиться,
приложив старание, содержит ошибку неразличения увлекательного труда-игры, порождаемого сильной
потребностью, и труда-обязанности; нельзя научить человека, если нет его собственной активности,
желания и увлеченности.
Существуют лишь природные предпосылки способностей - их задатки. Но то, насколько
проявятся задатки, зависит от условий индивидуального развития. По результатам этого развития
невозможно сказать, каков был вклад задатка; способов определения меры участия генотипического
фактора пока тоже нет. Становление и развитие способностей, видимо, связано с прохождением
ребенка через различные периоды сенситивные с возможным научением в эти периоды по типу
запечатления. Неотъемлемая компонента способностей - повышенная мотивация, обеспечивающая
интенсивную и одновременно «естественно» организующуюся деятельность, надобную для развития
способностей.
|