Способность обнаруживается в процессе овладения деятельностью в том, насколько индивид
при прочих равных условиях быстро и основательно, легко и прочно осваивает способы ее организации
и осуществления. Они тесно связаны с общей направленностью личности, с мерой устойчивости
склонностей человека некоей деятельности. В основе одинаковых достижений при выполнении
деятельности могут лежать различные способности; в то же время одна способность может быть
условием успешности разных видов деятельности. Это обеспечивает возможности широкой
компенсации способностей.
Один из важных моментов в процессе обучения и воспитания - вопрос о периодах сенситивных,
благоприятствующих становлению определенных способностей (-> сенситивность возрастная).
Предполагается, что формирование способностей происходит на основе задатков. Качественный анализ
способностей направлен на выявление индивидуальных характеристик, нужных для эффективного
выполнения конкретного вида деятельности. Количественные измерения способностей характеризуют
меру их выраженности. Самая распространенная форма оценки меры выраженности способностей -
тесты (-> тест достижений; тест интеллекта; тест креативности).
Изучение конкретно-психологических характеристик различных способностей позволяет
выделить:
1) общие качества индивида, отвечающие требованиям не одного, а многих видов деятельности
(-> интеллект);
2) специальные качества, отвечающие более узким требованиям данной деятельности (->
способность специальная).
Уровень и степень развития способностей выражают понятия таланта и гениальности.
При определении структуры способностей как свойств личности всегда нужно учитывать
генетические механизмы и особенно те свойства процессов нервных, кои непосредственно сказываются
на динамике развития процессов психических и их свойств. Но нужно учитывать, что способности не
выступают изолированно от развития всех других систем, входящих в личность как составляющие.
В структуре способностей очень важны творческое отношение личности к выполняемой
деятельности, психологическая готовность учиться и трудиться, осознание своих способностей,
критичность и самостоятельность их оценки.
В основе психологических возможностей, отличающих конкретного человека от других, лежат
индивидуальные характеристики: конституциональные особенности, нейродинамические свойства
мозга, особенности асимметрии межполушарной мозга головного и пр. Именно это своеобразие
индивидных характеристик выступает как природные задатки, но еще не определяют развития
способностей как индивидуальных психологических возможностей. Успех деятельности зависит от
взаимодействия трех компонент: знаний, умений и мотивации. Но знания и умения могут усваиваться
упорным трудом при отсутствии способностей в этой области, поэтому их еще нельзя назвать
способностями. Сущность способностей составляют качества процессов психических, лежащие в основе
овладения знаниями и умениями.
Структуру конкретной способности составляет совокупность качеств психических, нужных для
успешного выполнения соответственной деятельности. Личность как носитель определенных качеств
имеет потенции для развития способностей. Эти потенции превращаются в реальные способности,
когда под влиянием требований деятельности начинают складываться во взаимодействующую систему
качеств, благодаря коей достигается успех деятельности. Способности очень динамичны, подвижны;
взаимодействие разных качеств психических при выполнении различных видов деятельности может
выявлять и формировать новые - для данной личности - способности.
Способности разных людей к одной и той же деятельности могут иметь различную структуру
благодаря индивидуальному своеобразию психических качеств и их сочетаний.
Нередко человек вынужден заниматься некоей деятельностью, не имея способностей к ней. При
этом он сознательно или неосознанно будет компенсировать недостаток способностей, опираясь на
сильные стороны своей личности. Компенсация может реализоваться через приобретаемые знания и
умения, или через формирование типического стиля деятельности, или же через другую, более развитую
способность.
Как показатели способностей могут рассматриваться:
|