подкрепляется им. При упроченном стереотипе эта последовательность процессов нервных
закрепляется, и все ответы могут быть воспроизведены даже при предъявлении лишь одного из
стимулов.
Формирование, стереотипа динамического требует существенных энергозатрат, кои в
дальнейшем окупаются за счет повышения эффективности работы системы нервной, ибо после каждой
реакции происходит автоматическая подготовка к последующей.
СТЕРЕОТИП СОЦИАЛЬНЫЙ
- относительно устойчивый и упрощенный образ объекта
социального - группы, человека, событии, явления и прочего, складывающийся в условиях дефицита
информации как результат обобщения личного опыта и представлений, принятых в обществе (нередко
предвзятых). Термин введен американским журналистом У. Липманом.
Наличие стереотипа социального, хотя он и не всегда отвечает требованию субъекта к точности,
играет существенную роль в оценке мира, ибо позволяет резко сократить время реагирования на
изменяющуюся реальность, ускорить процесс познания. Однако, возникая в условиях ограниченной
информации об объекте, стереотип социальный может оказаться ложным и выполнять консервативную
и даже реакционную роль, формируя ошибочное знание людей и серьезно деформируя взаимодействие
межличностное.
Определение истинности или ложности стереотипа социального должно строиться на анализе
конкретной ситуации. Любой стереотип, будучи истинным в одном случае, в другом может оказаться
совершенно ложным или меньше отвечающим действительности и, следовательно, неэффективным для
решения задач ориентации во внешнем мире, ибо его основание выступает как второстепенное по
отношению к целям и задачам новой классификации.
Содержательно родствен стереотипу социальному ряд явлений, фигурирующих в процессе
восприятия межличностного (эффект Ореола, эффект первичности, эффект новизны, феномен теории
личности имплицитной, и пр.) и отражающих определенную тенденцию к восприятию индивидом
объекта социального максимально однородным и непротиворечивым.
СТЕРЕОТИП ЭТНИЧЕСКИЙ
- относительно устойчивые представления о моральных,
умственных и физических качествах, присущих представителям различных общностей этнических. В из
содержании обычно зафиксированы оценочные мнения об указанных качествах, но могут содержаться и
предписания к действию в отношении людей данной национальности.
Стереотипы этнические подразделяются так:
1) автостереотипы - мнения, суждения, оценки, относимые к собственной общности этнической;
обычно содержат комплекс положительных оценок;
2) гетеростереотипы - совокупность оценочных суждений о других народах; бывают как
положительными, так в отрицательными - в зависимости от исторического опыта взаимодействия
данных народов.
В содержании стереотипов этнических нужно различать:
1) относительно устойчивое ядро - комплекс представлений о внешнем облике представителей
этого народа, о его историческом прошлом, особенностях образа жизни и трудовых навыках;
2) ряд изменчивых суждений относительно коммуникативных и моральных качеств этого народа;
изменчивость оценок этих качеств тесно связана с меняющейся ситуацией в отношениях
межнациональных и межгосударственных.
Адекватность содержания стереотипов этнических действительности весьма проблематична.
Скорее нужно считать, что они отражают прошлый и настоящий, позитивный или негативный опыт
взаимоотношения народов - особенно в тех сферах деятельности, где народы активно контактировали
(торговля, сельское хозяйство и пр.).
СТЕРЕОТИПИЗАЦИЯ
- восприятие, классификация и оценка объектов социальных (событий)
путем распространения на него характеристик некоей группы социальной и прочего на основе
определенных представлений - стереотипов социальных. Как механизм взаимопонимания -
классификация форм поведения и интерпретация их причин путем отнесения к уже известным или
кажущимся известными явлениям, категориям, стереотипам социальным.
Одна из важнейших характеристик восприятия межгруппового и межличностного; отражает
схематизированность и аффективную окрашенность, свойственную этой форме перцепции социальной в
|