СТРЕСС
- понятие, введенное Г. Селье в 1936 г. для обозначения обширного круга состояний
психического напряжения, обусловленных выполнением деятельности в особенно сложных условиях и
возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия - стрессоры. Первоначально
понятие возникло в физиологии для обозначения неспецифической реакции организма («общего
адаптационного синдрома») в ответ на любое неблагоприятное воздействие (Г. Селье), позднее оно
стало использоваться для описания состояний индивида в экстремальных условиях на физиологическом,
психологическом и поведенческом уровнях.
В зависимости от вида стрессора и характера его влияния выделяются различные виды стресса, в
самой общей классификации - стресс физиологический и стресс психологический. Последний
подразделяется на стресс информационный и стресс эмоциональный.
Стресс информационный возникает в ситуациях информационных перегрузок, когда субъект не
справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе - при высокой
ответственности за последствия решений.
Стресс эмоциональный появляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды и пр. При этом
различные его формы - импульсивная, тормозная, генерализованная - приводят к изменениям в
протекании процессов психических, эмоциональным сдвигам, трансформации мотивационной
структуры деятельности, нарушениям двигательного и речевого поведения.
В зависимости от выраженности стресс может оказывать и положительное, мобилизующее, и
отрицательное влияние на деятельность - дистресс, вплоть до полной дезорганизации. Поэтому
оптимизация любого вида деятельности должна включать комплекс мер, предупреждающих причины
появления стресса.
СТРЕССОР
- разнообразные экстремальные воздействия, приводящие к развитию
нежелательного функционального состояния - стресса. Различаются:
1) стрессоры физиологические - чрезмерная физическая нагрузка, высокая и низкая температура,
болевые стимулы, затруднение дыхания, и пр.;
2) стрессоры психологические - факторы, действующие сигнальным значением: угрозой,
опасностью, обидой, информационной перегрузкой, и пр.
СТРУКТУРА
- совокупность устойчивых связей между множеством компонент объекта,
обеспечивающих его целостность и самотождественность. Представление о структуре предполагает
рассмотрение объекта как системы {-> принцип системности). Конфигурация и характер связей внутри
системы и есть ее структура, остающаяся неизменной при изменениях системы в определенных
пределах, - например, при изменениях состава элементов.
Системно-структурный анализ процессов социальных, составляющий одну из методологических
основ современного гуманитарного знания, зародился в XIX в. В XX в. он распространился на
языкознание, культурологию, этнографию, социологию, другие социальные дисциплины. В психологии
принцип структуры восходит к работам X. Эренфельса, описавшего структуры перцептивные (->
перцепция; действие перцептивное), относящиеся к воспринимаемому объекту в целом и не могущие
быть объяснены из комбинации его элементов. Эти исследования непосредственно развивались в
гештальт-психологии.
В отечественной психологии принцип структуры связывался с деятельностью предметной. Для
этого принципа характерно:
1) понимание структуры как неразложимых на отдельные элементы образований, устойчиво
воспроизводимых в ходе непрерывно меняющихся процессов психических; в этом смысле структуры
можно рассматривать как базовые образования психики, на основе коих строятся процессы
психические;
2) понимание структур человеческой психики как социально обусловленных;
3) признание наличия многих уровней структур психических, связанных иерархическими
отношениями.
Переход от глубинной к вышележащей структуре характеризуется трансформациями структуры,
причем глубинные структуры могут не выявляться в сознании.
СТРУКТУРАЛИЗМ - течение в психологии, воплощающее тот же подход, что обеспечил успех
химии и физики: расчленение на составляющие элементы.
|