Navigation bar
  Print document Start Previous page
 492 of 599 
Next page End  

Восходит к В. Вундту, который интересовался структурой сознания и считал главной задачей
психологии изучение элементов сознания и выявление законов, по коим образуются связи между
элементами. Он и его сторонники попытались применить его в анализе осознаваемого внутреннего
опыта, назвав его «мыслительной материей» и стараясь выявить и описать его простейшие структуры.
Сознание было разбито на психические элементы - своего рода «атомы». Приверженцы этой
элементаристской доктрины были убеждены, что основной материал сознания - ощущения, образы и
чувства. Роль психологии они сводили к возможно более детальному описанию этих элементов.
Для достижения этого они применяли метод интроспекции экспериментальной - лучший, по их
мнению, для психологии, отличающий ее от других наук. Но в этом методе обнаружились серьезные
недостатки, да и «атомы» сознания оказались мало похожи на физические атомы, ибо склонны
постоянно меняться и развиваться. Поэтому вскоре пришлось отказаться от взгляда на психологию как
науку о структурах сознания, хотя в течение ряда лет он пользовался успехом.
СТРУКТУРИРОВАНИЕ
- стратегия запоминания, при коей элементы запоминаемой
информации связываются в целостные группы по некоему логическому основанию.
СТРУКТУРНОСТЬ
- свойство восприятия объединять воздействующие стимулы в целостные,
сравнительно простые структуры.
СТУПОР
- состояние резкой угнетенности, выражаемой в полной неподвижности,
молчаливости. Наблюдается при некоих психозах.
СТЫД
- эмоция, возникающая в результате осознания несоответствия, реального или мнимого,
своих поступков или некоих индивидуальных проявлений принятым в данном обществе и им самим
разделяемым нормам или требованиям морали. Стыд может быть связан с поведением или
проявлением черт личностных других, как правило, близких людей (стыд за другого).
Стыд переживается как неудовлетворенность собой, самоосуждение или самообвинение.
Стремление избежать подобных переживаний - мощный мотив поведения, направленного на
самосовершенствование, на приобретение знаний и умений, на развитие способностей. Разные люди
имеют различные пороги стыда, обусловленные ориентациями ценностными, направленностью
личности и связанной с ними чувствительностью к мнениям и оценкам окружающих.
Фокусируя внимание субъекта на собственных поступках и качествах, стыд способствует
развитию самосознания, самоконтроля, самокритичности и считается самой рефлектирующей эмоцией
(-> рефлексия). Повышая чувствительность к оценкам окружающих людей, стыд участвует в регуляции
общения, облегчая или затрудняя контакты межличностные.
Стыд - эмоция, полностью обусловленная социально; он формируется в онтогенезе в ходе
сознательного усвоения этических норм и правил поведения конкретного общественного строя и
культуры.
СУБКУЛЬТУРА
- некая относительно обособленная или же условно выделяемая по некоим
критериям органическая часть общей культуры (-> культура 1).
СУБКУЛЬТУРА ДЕТСКАЯ
- в широком смысле - все, что создано человеческим обществом
для детей и детьми; в более узком - смысловое пространство ценностей, установок, способов
деятельности и форм общения, реализуемых в детских сообществах данной конкретно-исторической
социальной ситуации развития.
В общечеловеческой культуре субкультура детская занимает подчиненное место, но обладает
относительной автономией, ибо ее основные культурные ценности передаются изустно, из «поколения
в поколение» сверстников. Содержание субкультуры детской - не только актуальные для официальной
культуры особенности поведения, сознания и деятельности, но и социокультурные инварианты -
элементы различных исторических эпох, архетипы бессознательного коллективного и прочее,
зафиксированные в детском языке, мышлении, игровых действиях, фольклоре.
Носитель субкультуры детской - детское сообщество, формируемое в силу половозрастного
расслоения общества уже на ранних ступенях социогенеза и выполняющее важнейшие функции
социализации ребенка (-> дифференциация половая ).
Субкультура детская, обладая неисчерпаемым потенциалом вариантов становления личности,
ныне обретает значение поискового механизма новых направлений развития общества.
Hosted by uCoz