общему для них объекту, - это развитие коммуникации между партнерами, в ходе коей позиция одного
из них изменяется и тем самым восстанавливается соответствие.
ТЕОРИЯ БАЛАНСА СТРУКТУРНОГО
- относится к группе теорий соответствия
когнитивного. Автор - Ф. Хайдер. Базируется на идее соответствия и идее атрибуции (-> атрибуция
каузальная); рассматривает состояние сбалансированности когнитивной структуры человека в ситуации
восприятия им другого человека и построения двух рядов отношений: к этому человеку и к объекту,
общему для двух партнеров по общению.
ТЕОРИЯ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО - создана З. Фрейдом. Согласно ей в психике существуют три
сферы (области): сознание, предсознание (предсознательное) и бессознательное (=> психика).
ТЕОРИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- создана в советской психологии. Значительный вклад в нее
внесли Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, Леонтьев, А. Р. Лурия, А. В. Запорожец, П. Я. Гальперин и
многие другие. Основа ее - представления о строении деятельности (-> деятельность: строение), хотя
они не исчерпывают теорию полностью.
Одно из существенных отличий теории деятельности от предшествующих концепций -
признание неразрывного единства сознания и поведения. Это единство заключено уже в главной
единице анализа - действии.
Основные исходные положения, принципы теории деятельности таковы:
1) сознание не может рассматриваться как замкнутое в самом себе, оно должно быть выведено в
деятельность субъекта («размыкание» круга сознания);
2) поведение нельзя рассматривать в отрыве от сознания: при рассмотрении поведения сознание
должно быть не только сохранено, но и определено в своей фундаментальной функции (принцип
единства сознания и доведения);
3) деятельность - активный, целенаправленный процесс (принцип активности);
4) действия предметны, они реализуют социальные цели (принцип предметности деятельности и
принцип социальной обусловленности деятельности).
Разработка теории деятельности началась с анализа деятельности внешней, но затем обратилась к
деятельности внутренней. В отношении этих очень важных форм активности выдвигаются два
основных тезиса. ; 1. Деятельность внутренняя имеет принципиально то же строение, что и внешняя, и
отличается лишь формой протекания. Это значит, что деятельность внутренняя тоже побуждается
мотивами, сопровождается эмоциями (часто даже более острыми), имеет свой операциональный состав.
Разница - лишь в том, что действия ведутся не с реальными предметами, а с их образами, и продуктом
служит образ-результат.
2. Деятельность внутренняя произошла из внешней путем ее интериоризации. Так что для
успешного воспроизведения какого-то действия в уме нужно обязательно освоить его реально и
получить реальный результат. Вместе с тем при интериоризации деятельность внешняя, не меняя
принципиального строения, сильно трансформируется; особенно это относится к ее операциональной
части: отдельные действия или операции сокращаются, иные из них выпадают вовсе, и весь процесс
проходит намного быстрее.
Через понятие деятельности внутренней теория деятельности в значительной мере приблизилась
к описанию своими средствами потока сознания - правда, это понятие не охватывает всего содержания
потока сознания. Для полного охвата нужно сделать вслед за теорией деятельности еще один шаг - в
направлении таких традиционных объектов психологии, как отдельные процессы психические или
функции - восприятие, внимание, память и пр. Развитие психологии в рамках подхода деятельностного
позволило описать эти понятия в рамках теории деятельности и ее средствами.
Так, для описания восприятия необходимо ввести понятие действия перцептивного, а
предварительно следует выяснить, существуют ли цели перцептивные. Они, бесспорно, существуют и
появляются, например, в задаче различения двух сходных раздражителей - вкусов, запахов, звуковых
тонов и пр. Для решения всех подобных задач и производятся действия перцептивные, кои могут
характеризоваться как действия различения, обнаружения, измерения, опознания и пр. Представления о
строении деятельности применимы и к анализу всех остальных процессов психических. Теория
позволяет по-новому взглянуть на эти классические объекты психологии - они осмысляются как особые
формы деятельности.
|