Navigation bar
  Print document Start Previous page
 504 of 599 
Next page End  

ТЕОРИЯ ДИССОНАНСА КОГНИТИВНОГО
- социально-психологическая теория, одна из
концепций западной психологии социальной, выдвинутая американским психологом Л. Фестингером и
объясняющая влияние на человеческое поведение системы когнитивных элементов - верований,
мнений, ценностей, намерений и пр.
Ее исходное положение: диссонанс - это негативное побудительное состояние, возникающее,
когда субъект одновременно располагает логически или психологически противоречивыми знаниями,
мнениями или понятиями о некоем объекте. Состояние диссонанса субъективно переживается как
дискомфорт, от коего субъект стремится избавиться путем изменения одного из элементов
диссонансных знаний либо путем введения нового элемента. Так противоречивым знаниям
приписывается статус мотивации, призванной обеспечить устранение возникающего при столкновении
с противоречиями чувства дискомфорта за счет изменения существовавших знаний или установок
социальных.
Позднее Фестингер определил диссонанс как следствие недостаточного оправдания выбора.
Стремясь усилить оправдание поступка, человек изменяет либо поведение, либо свое отношение к
объектам, с коими связан поступок, либо обесценивает значение поступка для себя и других. Позже
рядом исследователей «эффекты диссонансные» были переосмыслены в информационных терминах и
представлены как частный случай функционирования схем каузальных (-> атрибуция каузальная).
В теории диссонанса когнитивного считается, что существует комплекс знаний об объектах и
людях, названный системой когнитивной, который может быть разной степени сложности,
согласованности и взаимосвязанности. При этом сложность системы когнитивной зависит от
количества и разнообразия включенных в нее знаний.
ТЕОРИЯ ИГРЫ
- Согласно К. Бюлеру - дополнение теории игры К. Гросса, где акцент при
анализе игры был смещен с операционного аспекта на мотивационный. Стремление к игре,
заключаемой в повторении одних и тех же действий, может поддерживаться только положительными
эмоциями, порождаемыми самим процессом деятельности. Это было названо функциональным
удовольствием.
Согласно Ф. Бойтендайку - объяснение появления и развития игры детской потребностью
реализовать основные черты характера, свойственные растущему организму и обусловленные
постепенным созреванием его нервно-психических структур. Среди этих черт отмечались:
1) ненаправленность движений;
2) импульсивность;
3) наличие аффективных связей с окружающими;
4) робость, боязливость и застенчивость.
ТЕОРИЯ КОНВЕРГЕНЦИИ
- теория развития психического ребенка, предложенная В.
Штерном, в коей сделана попытка примирить два подхода:
1) преформистского - где ведущим фактором признавалась наследственность;
2) сенсуалистического - где упор делался на внешних условиях. В этой теории приоритетность
отдается наследственным факторам, а бреда рассматривается как фактор, влияющий на темпы развития,
ускоряя или тормозя проявления биологически обусловленных качеств. Само развитие психическое
трактовалось как созревание изначально заложенных свойств. Соответственно этой методологической
установке, периодизация детского развития трактовалась на базе закона биогенетического.
ТЕОРИЯ КОНГРУЭНТНОСТИ
- относится к группе теорий соответствия когнитивного.
Авторы - Ч. Осгуд и П. Танненбаум. Заключается в том, что для достижения соответствия в
когнитивной структуре человека как воспринимающего субъекта он одновременно изменяет свое
отношение и к другому человеку, и к объекту, который они оба оценивают. Так, если субъект
положительно относится к другому субъекту, но отрицательно - к оцениваемому объекту, то в случае
позитивного отношения второго субъекта к объекту первый субъект, уменьшая «негативность» своего
отношения к этому объекту, уменьшает вместе с тем и «позитивность» своего отношения ко второму
субъекту. Здесь соответствие («конгруэнтность») восстанавливается за счет одновременного изменения
этих двух рядов отношений, иногда - за счет изменения знака отношения.
ТЕОРИЯ КОНСТРУКТОВ ЛИЧНОСТНЫХ
- автор - Дж. Келли; в центре теории -
представление о том, что главное - то, какими средствами располагает человек для описания мира, для
Hosted by uCoz