прогнозирования будущих событий. Согласно Келли, человек строит образ реальности на основе
особых - индивидуальных - понятийных шкал, позволяющих установить сходства и различия между
событиями. Эти шкалы - «конструкты личностные», - включенные в сложные взаимоотношения,
образуют системы, позволяющие выдвигать гипотезы о мире; неподтверждение гипотез влечет отказ от
конструкта либо перестройку отношений между конструктами.
Личностные сложности обусловлены неадекватностью конструктов и трудностями в их
перестройке; на это и направляется коррекция психическая. Применяется также так называемая терапия
роли фиксированной.
ТЕОРИЯ КРУГА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО
- модель концептуальная, предложенная Я.
Икскюлем (1864 - 1944) в рамках его субъективно-идеалистического учения о мире. Служит для
объяснения взаимодействия организма и внешней среды. Исходит из предпосылки, что окружающий
мир (Umwelt) существует для живого организма лишь в тех аспектах, что соответствуют его
потребностным состояниям. Реализация этих потребностных состояний предполагает согласование
двух сторон представленного субъекту мира.
С одной стороны, это - «перцептуальный мир» (Merkwelt), мир восприятия, - «все, что замечает
субъект, превращается в его мир, в мир, меченный им». Как пример приводится самка клеща, которая
может многие месяцы ждать нужного момента, чтобы отцепиться от ветки и упасть на спину
пробегающему зверю; при этом она не реагирует ни на какие иные раздражители, кроме тепла и запаха
масляной кислоты.
С другой стороны, окружающий мир предстает для субъекта как «операциональный мир»
(Wirkwelt), мир действий, - «все, на что воздействует субъект, превращается в его мир действий». Так,
для клеща объект (зверь) предстает не только как носитель собственных признаков, но и как «поле
деятельности».
Мир восприятия и мир действия существуют во взаимном соответствии, образуя
«функциональный круг». На базе этих представлений делается заключение, что каждое животное
оптимально приспособлено к той среде, где традиционно живет, и что по степени сложности
организации животного можно судить о сложности среды его обитания.
ТЕОРИЯ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ
- концепция психического развития человека,
разработанная в 20 - 30-ые гг. советским психологом Л. С. Выготским при участии его учеников А. Н.
Леонтьева и А. Р. Лурии. При ее формировании был критически осмыслен опыт гештальт-психологии,
французской психологической школы, прежде всего Ж. Пиаже, а также структурно-семиотического
направления в лингвистике и литературоведении и пр. Теория ориентировалась на марксистскую
философию.
Согласно этой теории, главная закономерность онтогенеза психики состоит в интериоризации
ребенком структуры его внешней, социально-символической - совместной со взрослым и
опосредованной знаками - деятельности. В итоге прежняя структура функций психических как
«натуральных» изменяется - опосредуется интериоризованными знаками, психические функции
«окультуриваются». Внешне это проявляется в том, что они становятся осознанными и произвольными.
Так интериоризация выступает и как социализация. В ходе интериоризации структура внешней
деятельности трансформируется и «сворачивается», с тем чтобы вновь трансформироваться и
«развернуться» в ходе экстериоризации, когда на основе функции психической строится «внешняя»
социальная деятельность. Как универсальное орудие, изменяющее психические функции, выступает
языковой знак - слово. Здесь намечается возможность объяснения вербального и символического (->
символ) характера процессов когнитивных у человека.
Для проверки основных положений теории была разработана «методика двойной стимуляции», с
помощью коей моделировался процесс знакового опосредования, прослеживался механизм вращивания
знаков в структуру функций психических - внимания, памяти, мышления.
ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ
- Согласно Г. С. Салливану - система представлений, в коих решающая
роль в появлении особенностей личности и психологических расстройств приписывается отношениям
межличностным. Типичные межличностные ситуации выступают некоими матрицами для
формирования определенного типа личности, понимаемой как совокупность социальных масок.
|