Признается, что при изменении отношений социальных (межличностных) можно достигнуть
гармонизации личности, что и ставится целью психотерапии.
Согласно К. Хорни - система представлений, развиваемых в дискуссии со многими
положениями З. Фрейда, Были отвергнут пансексуализм и положение о фатальной роли детства в
формировании характера и неврозов; достигнуто понимание роли культурной среды в появлении
неврозов.
Согласно Э. Фромму - система представлений, в коих постулируется ведущая роль
бессознательных побуждений в человеческом поведении, но, отлично от теории З. Фрейда, они
рассматриваются как обусловленные социально, а не биологически. Человек теряет инстинктивные
связи с природой, но на их место приходят экзистенциальные и исторические социальные
противоречия, служащие источником общественно обусловленных потребностей. Но если общество
препятствует их удовлетворению, формируются иррациональные способы решения проблем
существования в форме мазохизма, садизма, деструктивизма или конформизма, реализация коих
приводит к образованию различных типов характера и появлению неврозов.
ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ ИМПЛИЦИТНАЯ (наивная концепция личности; теория личности
здравого смысла) - 1. В широком смысле - совокупность неявных представлений человека или группы
людей о структуре и механизмах функционирования личностных образований.
2. В узком смысле - неявные представления о связях между чертами личностными.
Теория личности имплицитная позволяет сформировать целостное впечатление о другом
человеке на основании частичной, иногда отрывочной информации о его личностных особенностях.
Описывает такие свойства черт личностных, как иерархичность (центральность), оценочность,
дифференцированность (сложность когнитивная), степень реалистичности (адекватности),
устойчивость.
В исследованиях содержания и структуры теория личности имплицитная широко применяет
методы психосемантики. Особое влияние на развитие ее проблематики оказала теория конструктов
личностных (-> конструкт личностный).
ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ МЕРРЕЯ
- ее ключевое положение - принцип взаимодействия
диадического. Поскольку личность не существует вне окружения социального, объектом анализа должна
стать некая единица их взаимодействия - система потребность-давление.
В понимании природы фантазии и структуры личности почти без изменений применяются
основные положения психоанализа классического.
ТЕОРИЯ НАУЧЕНИЯ
- общее понятие, означающее совокупность психологических и
физиологических концепций, объясняющих, каким образом люди и животные обретают жизненный
опыт.
ТЕОРИЯ НАУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО
- представлена сторонниками бихевиоризма в 70-е
годы. В ней делается особый упор на то, что многие действия человека формируются под влиянием
среды социальной. По мнению сторонников этой теории, одна из главных причин, сделавших людей
такими, каковы они есть, связана с человеческой склонностью подражать поведению других с учетом
того, насколько благоприятны для индивида могут быть результаты такого подражания. Итак, на
индивида влияют не только внешние условия, но он должен также предвидеть последствия своего
поведения путем его самостоятельной оценки.
ТЕОРИЯ НЕВРОЗА ТРЕХФАЗНАЯ (трехфазная теория возникновения невроза) - модель
концептуальная, описывающая развитие невроза как системы выученных поведенческих реакций.
Предложена Г. Айзенком и С. Рэчманном. Развитие невроза, прежде всего фобического (-> фобия),
представляется проходящим три стадии.
Первая стадия: происходит некое событие, закономерно вызывающее сильную эмоциональную
реакцию, например страх.
Вторая стадия: близко во времени к этому событию происходит другое событие, изначально
нейтральное; оно ассоциативно связывается с первым, травмирующим событием и с эмоциональным
откликом на него.
Третья стадия: если подкрепление не наступает, то есть первая ситуация не повторяется,
происходит угасание эмоциональной реакции. Но если ситуация повторяется, то возникает невроз, в
|