К числу основных пороговых теорий относятся: классическая теория Фехнера (-> теория
пороговая Фехнера); классическая теория непрерывности сенсорного ряда, (-> теория непрерывности
ряда сенсорного классическая); теория нейроквантовая; теория высокопороговая; модель обнаружения
сигнала психофизическая.
ТЕОРИЯ ПОРОГОВАЯ ФЕХНЕРА
- модель, созданная Г. Т. Фехнером, призванная объяснить
принцип работы систем сенсорных. В ней выделяется четыре этапа процесса отражения чувственного:
1) раздражение - процесс физический;
2) возбуждение - процесс физиологический;
3) ощущение - процесс психический;
4) суждение - процесс логический.
Порог сенсорный понимается как переход от возбуждения к ощущению. При рассмотрении
количественных соотношений Фехнер, исключив из рассмотрения физиологический план, попытался
выявить непосредственную зависимость между раздражением и ощущением. Благодаря этому был
выведен закон психофизический основной.
ТЕОРИЯ ПОТОКА СОЗНАНИЯ
- создана У. Джемсом, представлявшим душевную жизнь как
непрерывный поток ощущений, поток опытов из коих сознание отбирает то, что соответствует
потребностям, и как бы оформляет внутренний мир человека.
ТЕОРИЯ ПРОТОТИПА
- концепция психологии когнитивной, в коей распознание стимула
описывается как соотнесение его с неким прототипом, хранимым в памяти и являющим собой
абстрактную репрезентацию набора стимулов, образованных множеством сходных форм одного и того
же паттерна.
ТЕОРИЯ РАВНОВЕСИЯ
- согласно Ф. Хайдеру - когнитивная теория отношений
межличностных, основанная на допущении, что несбалансированные, противоречивые системы
когнитивные автоматически стремятся к достижению большей уравновешенности.
ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ ВЕРОЯТНОСТНАЯ (теория развития стохастическая) - теория, согласно
коей развитие психическое на каждой стадии определяется случайным сочетанием факторов и зависит
лишь от уровня, достигнутого на предыдущей стадии развития.
ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ ГРУППОВОГО
- разработанная У. Беннисом и Г. Шеппардом
психоаналитически ориентированная теория развития групп социальных, принимающая как основные
моменты развития смену ориентации ценностных, нормативных характеристик и доминирование
различных членов группы. Согласно теории, в развитии группы выделяются две фазы:
1) фаза зависимости, или фаза власти;
2) фаза взаимозависимости, или фаза межличностная.
ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ (функциональная теория психического развития)
- теория, утверждающая, что развитие некоей функции психической прямо зависит от частоты и
интенсивности ее практического жизненного применения.
ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ ЭВОЛЮЦИОННАЯ - теория, утверждающая, что в ходе психического и
поведенческого развития ребенка все - или почти все - определяется его генотипом, и что в развитии не
появляется ничего, не бывшего изначально заложенным хотя бы в зародыше.
ТЕОРИЯ РОЛЕЙ - социально-психологическая теория личности и отношений межличностных,
опирающаяся на понятие роли социальной. Представляет их в терминах поведения ролевого.
ТЕОРИЯ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ
- гуманистическая теория психологии личности.
Утверждает, что развивающейся личности свойственно стремление к самоактуализации, которая вместе
являет собой высший уровень личностного самосовершенствования.
ТЕОРИЯ СВЯЗИ ДВОЙНОЙ (теория двойной связи) - модель концептуальная, предложенная Г.
Бейтсоном в 1956 г. и развитая исследовательской группой Института ментальных исследований (г.
Пало-Альто). Объясняет появление и развитие шизофрении особенностями общения в семьях больных.
Поскольку любое общение может вестись разными способами и на разных уровнях (например, на уровне
вербального текста, уровне телесной экспрессии и пр.), возникает возможность противоречия между
разноуровневыми сообщениями, исходящими от участников общения. В нормальной ситуации такое
противоречие отслеживается собеседниками, и они имеют принципиальную возможность выйти на
мета-уровень и обсудить правила своих коммуникаций. Но в семьях шизофреников обращение к
|