метауровню запрещено и негативно санкционируется. Бейтсон приводит такой пример. Мать при
посещении в клинике сына-шизофреника в ответ на его радость сначала выражает - невербально,
мимикой и жестами, - негативное отношение к нему, ибо ей неприятно быть вместе с ним. Когда же он
- вполне адекватно - реагирует на это разочарованием и снижением настроения, она начинает - уже на
вербальном уровне - упрекать его за то, что он не хочет помочь врачам в лечении и остается скованным
и безэмоциональным. При этом возможные упреки сына по поводу ее собственной неискренности
воспринимаются ею как проявление его умственной неполноценности.
Итак, в отношении одного и того же предмета или явления применяются разные, взаимно
противоречивые системы оценивания («двойная связь»), к тому же директивные. По мнению авторов,
уход в болезнь обусловливается невозможностью ребенка разобраться в такой противоречивости и
адекватно отнестись к ней, так что наилучшей стратегией становится «девальвирование» продуктов
собственного восприятия, характерное для шизофрении.
ТЕОРИЯ СЕКСУАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ
-
общее обозначение совокупности идей и
концепций В. Райха, направленных на создание науки о «сексуальной экономии», основанной на
социальных идеях К. Маркса и психологических идеях З. Фрейда. Согласно Райху, фрейдо-марксистская
теория сексуально-экономическая должна была объяснить современную сексуальную ситуацию и
создать соответственные предпосылки для революции сексуальной, направленной на всемерное
освобождение людей от экономических, социальных и псевдоморальных оков буржуазного общества.
ТЕОРИЯ СИСТЕМ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ
- концепция организации процессов в целостном
организме, взаимодействующем со средой. Разработана П. К. Анохиным. В ее основе - представление о
функции как достижении организмом приспособительного результата во взаимодействиях со средой.
Трактовка нейронных механизмов поведения как систем функциональных была выдвинута И. М.
Сеченовым и развита А. А. Ухтомским. Близкие идеи содержит физиология активности Н. А.
Бернштейна.
Система функциональная - это определенная организация активности различных элементов,
приводящая к достижению соответственного полезного результата. Она формируется в процессах проб
и ошибок, генетически и в индивидуальном обучении, и подвергается соответственному отбору.
Соотношение современных организмов со средой представляет собой иерархию систем
функциональных, усложняемую в ходе эволюции.
Согласно теории систем функциональных, в основе поведения как активного отношения
организма со средой лежат качественно специфические системные процессы или процессы
организации элементов в систему; поведение целенаправленно, ибо направляется опережающим
отражением действительности. Соотношения организма со средой носят циклический характер: в
интервале между «стимулом» и началом «реакции» выделяются процессы сличения параметров стимула
с акцептором результатов предыдущего действия и синтез афферентный, на базе коего принимается
решение - выбор цели и программы действия. Начало двигательной активности означает реализацию
действия под определяющим влиянием цели - акцептора результатов действия. Достигнутые результаты
тоже сличаются с акцептором результатов действия, и начинается следующий цикл активного
соотношения организма со средой.
ТЕОРИЯ СООТВЕТСТВИЯ КОГНИТИВНОГО
- класс теорий, разработанных в рамках
когнитивистского направления западной психологии социальной в 50-е гг. XX в. (-> психология
когнитивная). Имеют целью дать объяснение соотношения логичного и алогичного в поведении
человека.
Основная идея всех теорий соответствия когнитивного - в том, что когнитивная структура
человека не может быть несбалансированной, дисгармоничной; если же дисбаланс появляется, то
немедленно возникает тенденция вновь восстановить внутреннее соответствие системы когнитивной.
Эта идея по разному представлена в различных теориях (-> теория баланса структурного; теория актов
коммуникативных; теория конгруэнтности).
Теории соответствия когнитивного страдают рядом методологических просчетов, связанных с
общей методологической ограниченностью когнитивистского направления в психологии социальной.
Неточность в определении исходных понятий «соответствия» и «несоответствия», ограниченные
возможности моделей объяснения поведения, построенных на абсолютизации «потребности в
|