Navigation bar
  Print document Start Previous page
 510 of 599 
Next page End  

соответствии» и исключающих мотивацию к поиску нового, а также отказ от учета реальных
противоречий общественной среды как источника «когнитивных несоответствий» снижают их
ценность. Но накопленный богатый эмпирический материал может быть переосмыслен в рамках иного,
более широкого подхода.
ТЕОРИЯ УРОВНЕЙ ОБРАБОТКИ
- концепция психологии когнитивной, в коей объем
запоминания связывается с некоим уровнем обработки информации: чем глубже уровень обработки, тем
длительнее и лучше запоминание. На поверхностном уровне происходит сенсорный и нелегальный
анализ стимула; на следующем уровне стимул опознается и определяется его значение; на еще более
глубоком уровне стимул связывается с долговременными ассоциациями.
ТЕОРИЯ УРОВНЕЙ ПОСТРОЕНИЯ ДВИЖЕНИЙ
- по своему значению выходит за рамки
проблемы организации движений; есть многочисленные попытки применения ее положений к
процессам восприятия, внимания, мышления и пр.
В результате исследований качества афферентных сигналов обнаружилось, что в зависимости от
того, какую информацию несут сигналы связи обратной (-> принцип кольца рефлекторного) - о степени
напряжения мышц, об относительном положении частей тела, о скорости или ускорении рабочей точки,
о ее положении в пространстве, о предметном результате движения - афферентные сигналы приходят в
разные чувствительные центры мозга головного и соответственно переключаются на моторные пути на
разных уровнях. Здесь уровни - это буквально морфологические слои в системе нервной центральной.
Каждый уровень имеет специфические моторные проявления, каждому соответствует свой класс
движений.
1. Уровень А - нижний и филогенетически древнейший. У человека не имеет самостоятельного
значения и заведует тонусом мышечным; участвует в организации любого движения совместно с
другими уровнями. Имеются немногие движения, регулируемые им самостоятельно: непроизвольная
дрожь от холода и страха, быстрые вибрато музыкантов, удержание позы при полете после прыжка и пр.
На этот уровень поступают сигналы от мышечных проприоцепторов, сообщающие о степени
напряжения мышц, а также от органов равновесия.
2. Уровень В. Здесь в основном перерабатываются сигналы от мышечно-суставных рецепторов,
сообщающие о взаимном положении и движении частей тела. Этот уровень оторван от внешнего
пространства. Он принимает большое участие в организации движений более высоких уровней, беря на
себя задачу внутренней координации сложных двигательных ассамблей. К собственным движениям
этого уровня относятся те, что не требуют учета внешнего пространства: вольная гимнастика,
потягивания, мимика, и пр.
3. Уровень С - уровень поля пространственного. Сюда поступают сигналы от зрения, слуха,
осязания - вся информация о внешнем пространстве. На этом уровне строятся движения,
приспособленные к пространственным свойствам объектов, то есть все переместительные движения,
движения рук по клавиатуре, баллистические метательные движения, движения прицеливания, броски с
захватом предметов и пр.
4. Уровень D-уровень действий предметных. Это - корковый уровень, заведующий организацией
действий с предметами. Практически имеется лишь у человека. Сюда относятся вся деятельность
орудийная, все манипуляции с предметами и пр. Характерная особенность таких движений - их
сообразование с логикой предмета: уже не столько движения, сколько действия, в коих задается не
двигательный состав, а лишь конечный предметный результат. Способ выполнения действий и набор
двигательных операций здесь безразличен.
5. Уровень Е - последний, самый высокий. Это - уровень интеллектуальных двигательных актов,
в первую очередь - речевых движений, движений письма и пр. Эти движения определяются не
предметным, а отвлеченным, вербальным смыслом.
Важные замечания о функционировании уровней:
1) в организации сложных движений обычно участвуют несколько уровней - уровень ведущий и
все нижележащие; в сознании человека явлены лишь те компоненты движения, кои строятся на ведущем
уровне, - работа нижележащих, «фоновых» уровней, как правило, не осознается;
2) формально одно и то же движение может строиться на разных ведущих уровнях; ведущий
уровень определяется смыслом, или задачей движения.
Hosted by uCoz