себе); он становится более открытым к общению; у него увеличивается диапазон доступных действий с
предметами.
ТЕРАПИЯ КАУЗАЛЬНАЯ
- врачевание, направленное на устранение причин болезни, а не ее
симптомов.
ТЕРАПИЯ КРИКА УТРОБНОГО
- форма психотерапии, разработанная Дж. Яновым на базе
теории невроза трехфазной X. Айзенка. Целью ставится избавление клиента от «первичной боли», о
коей свидетельствует то или иное физическое или психологическое напряжение. Процедура проведения
предполагает последовательное прохождение ряда этапов.
На первом этапе - в течение нескольких недель - клиент выключается из прежних своих
отношений: он не работает, не общается с родственниками и знакомыми, не принимает никаких
стимулирующих средств и настраивается на предстоящую терапию.
На втором этапе проводится ряд сеансов, во время коих клиент, лежа на полу, пытается
вспомнить свои негативные переживания большой интенсивности, бывшие в раннем детстве; при этом
его задача - не просто вспомнить эти ситуации, но отреагировать внешним образом те эмоции, что
были в них заторможены. Подобное отреагирование должно проходить в как можно более выраженной,
даже утрированной форме: крики, ругань, деструктивные действия. Таким образом нужно переработать
эмоции гнева, ярости, ужаса, заботы, печали и пр.
На заключительном этапе метода происходит обобщение полученного психологического опыта в
условиях общения группового.
ТЕРАПИЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ (музыкотерапия) - метод психотерапии, основанный на
целительном действии музыки на психологическое состояние субъекта. Применяется для лечения
больных с нервно-психическими заболеваниями. Взгляды врачей на лечебный эффект музыки
неоднозначен, однако они сходятся на том, что музыка не может заменить медикаментозные средства и
традиционные методы лечения, но ее разумное, индивидуализованное применение может снять аутизм
больного и существенно облегчить контакт врача и клиента.
Различаются пассивная и активная формы терапии музыкальной.
При пассивной терапии клиентам предлагают прослушивать различные музыкальные
произведения, соответственные состоянию их психологического здоровья и ходу лечения. Целью
является определенное эмоциональное - в том числе эстетическое - переживание, кое должно
способствовать отреагированию своих проблем и достижению новых смыслов. В качестве средств,
способствующих музыкотерапии, часто применяются дополнительные приемы, такие как дыхательные
упражнения, тренировка автогенная, гипноз, живопись или танец. Выбор музыкальных произведений
может выполняться на базе разных критериев:
1) в так называемой «американской школе музыкотерапии» предлагаются такие отрывки, кои
вызывают весьма широкий спектр эмоциональных состояний (радость, печаль, сочувствие и пр.);
2) в «шведской школе», основанной на анализе глубинном (-> психология глубинная),
предъявление музыки специально индивидуализуется для отреагирования определенных скрытых
комплексов.
При активной терапии клиенты сами участвуют в исполнении музыкальных произведений (в
хоре или оркестре), применяя при этом как обычные музыкальные инструменты, так и необычные
(например, собственное тело - хлопки, постукивания и пр.). Основная цель в этом случае - интеграция
индивида в группы социальные, ибо в музыкальном сотворчестве хорошо отрабатываются различные
коммуникативные навыки, устраняется повышенная застенчивость; сверх того, формируется выдержка и
самоконтроль.
В психиатрической практике терапия музыкальная особенно эффективна при работе со
слабоумными пациентами; метод применяется и при реабилитации больных с физическими
нарушениями (слепота, глухота), и в исправительных учреждениях. Многие элементы, выработанные в
ней, стали применяться в практике музыкального образования.
ТЕРАПИЯ ПЕРВИЧНАЯ
создатель А. Янов. Несмотря на свою спорность, пользуется
широкой популярностью. В основе теории лежит положение о том, что в результате неудовлетворения
базовых потребностей - биогенных и потребностей, связанных с взаимоотношениями - накапливается
«первичная боль», воплощаемая в физическом и психическом напряжении.
|