Navigation bar
  Print document Start Previous page
 522 of 599 
Next page End  

При помощи подобных тестов могут диагностироваться:
1) общий уровень интеллекта, выраженный количественно (например, матрица прогрессивная
Равена);
2) особенные, достаточно независимые друг от друга интеллектуальные факторы (например,
шкала Векслера).
В большинстве тестов интеллекта предлагается на специальном бланке установить указанные
инструкцией логические отношения (классификации, аналогии, обобщения и пр.) между терминами и
понятиями, из коих составлены задачи теста. Решения сообщаются письменно либо отметкой одного из
нескольких наличных вариантов. Иногда задачи строятся из рисунков, геометрических фигур и пр. В
задачах тестов действия нужно сложить из представленных деталей изображение предмета,
геометрическую фигуру, собрать из кубиков с разноокрашенными сторонами заданный рисунок и пр.
Успешность испытуемого определяется количеством правильно выполненных задач, по коему
выводится коэффициент интеллектуальности. Разные модификации тестов интеллекта применяются в
теоретических исследованиях и практике дефектологии, для обработки результатов созданы
специальные способы.
Под интеллектом здесь понимаются индивидуальные особенности, относимые к сфере
познавательной, прежде всего к мышлению, памяти, восприятию, вниманию и пр. В отличие от тестов
достижений, они обращаются к жизненному опыту вообще. Существуют как комплексные тесты,
диагностирующие различные стороны интеллекта и выносящие общую оценку, так и тесты для оценки
отдельных сторон интеллекта - тесты памяти, тесты мышления вербального, тесты мышления
логического и пр.
Тесты интеллекта иногда называются тестами общих способностей, хотя вопрос о том, что в них
диагностируется - способности или уровень сформированных обобщенных умений - один из актуальных
в тестологии.
При тестировании обычно формируются выборки по возрасту (в школе); при их формировании
по образованию и статусу социальному возникают непреодолимые трудности. Так, один и тот же
образовательный ценз далеко не всегда соответствует одинаковому уровню обученности. Статус
социальный по-разному сказывается на психическом развитии индивидов и зависит от специфики
окружения и семейных условий.
Успешность испытуемого всегда и неизбежно связана с такими факторами:
1) насколько в предшествующем опыте он усвоил термины и понятия, из коих строятся задачи
теста;
2) насколько им усвоены именно те умственные действия, что нужны для решения задач теста;
3) может ли он произвольно актуализовать эти действия;
4) насколько сложившиеся в его прошлом опыте стереотипы мыслительные пригодны для
решения задач теста.
Результаты тестирования выявляют не умственный потенциал испытуемого, а те особенности
его прошлого опыта, его обученности, кои неминуемо сказываются на работе с тестом. Это
обстоятельство послужило основанием называть результаты, получаемые при применении тестов
интеллекта, интеллектом тестовым или психометрическим. Наблюдающиеся рассогласования между
фактическими достижениями в умственной работе индивида и его интеллектом тестовым привели к
тому, что некие тестологи ввели понятие «несправедливых» тестов. Эта «несправедливость» особенно
резко обнаруживается тогда, когда тесты интеллекта, разработанные для общности с определенным
уровнем и своеобразием культуры, предлагаются индивидам другой общности. Тесты интеллекта,
«свободные от культуры», создать нельзя.
По сути, интеллект тестовый показывает уровень развития умственного индивида, критерием
коего выступает набор понятий, терминов и логических отношений между ними, предложенных
автором конкретных тестов интеллекта. Понятно, что этот набор неправомерно считать критерием для
индивидов, представляющих разнообразные культуры и субкультуры.
ТЕСТ ИНТЕРПРЕТАТИВНЫЙ
- относятся к тестам проективным. Предполагают толкование,
интерпретацию событий, предлагаемых ситуаций, изображений. Среди них особенно популярен тест
Hosted by uCoz