4) индивидуальные особенности аффективной жизни личности: импульсивность /
подконтрольность, эмоциональная устойчивость / лабильность, эмоциональная зрелость /
инфантильность;
5) самооценка - соотношение представлений о Я реальном и Я идеальном, степень принятия
самого себя.
Следует подчеркнуть, что выявляемые посредством ТАТ закономерности и явления - не более
чем тенденции, установки личности, прямой перенос данных тестирования на характеристику личности
и ее поведения без учета клинического материала и объективных условий жизни испытуемого
неправомерен.
ТЕСТ БИНЕ - СИМОНА - средство для диагностики развития интеллекта, предложенное в 1905
г. А. Бине и Т. Симоном. Сначала тест состоял из 30 вербальных, перцептивных и манипулятивных
задач, сгруппированных по критерию повышения трудности в соответственные возрастные когорты:
каждая задача данной возрастной когорты должна была решаться 75% детей этого возраста с
нормальным интеллектуальным развитием. По количеству правильно решенных ребенком задач
определялся его возраст умственный.
ТЕСТ БЛАНКОВЫЙ
- тест, основу коего составляют различные бланки с текстами, схемами,
рисунками и пр. Сюда относятся анкеты, опросники, таблицы и пр.
ТЕСТ ДОСТИЖЕНИЙ
- одна из методик психодиагностики; в отличие от тестов интеллекта,
измеряют преимущественно сформированность тех или иных свойств - способностей, умений, навыков
и знаний - в связи с конкретными программами подготовки. Выявляют степень владения испытуемым
конкретными знаниями, умениями, навыками. Служат для определения уровня учебных или
профессиональных знаний, умений и навыков в конкретных дисциплинах, для оценки достижений в
некоем виде деятельности, некоей сфере познания. Ориентированы на оценку достижений индивида
вследствие специального обучения. Близки тестам способностей специальных (-> тест креативности),
но выявляют то, что испытуемым усвоено, а не обобщенные умения, не имеющие конкретного
содержания и возникшие в итоге разнообразного жизненного опыта. Применяются в общем и
профессиональном обучении - когда решается задача оценки способностей, умений и навыков
испытуемого: при отборе, аттестации, экзамене и пр.
Тесты достижений включают в себя решение задач, имеющих учебное или профессиональное
содержание. При этом оценивается, например, продуктивность памяти, логичность мышления,
устойчивость внимания и пр.
Тесты достижений весьма многочисленны и широко распространены за рубежом, в том числе в
школьной психодиагностике, сосуществуя с процедурами школьной оценки успеваемости, даже иногда
заменяя их. Содержанием заданий близки к тестам интеллекта, но ориентированы на оценку конкретных
достижений в данный момент.
Есть три вида тестов достижений:
1) тесты действия - предназначены для выявления умений выполнять действия с механизмами,
материалами, инструментами;
2) тесты письменные - оформляются на специальных бланках с вопросами; испытуемым
предлагается либо выбрать правильный ответ из нескольких, либо отметить на графике отображение
описанной в вопросе ситуации, либо найти на рисунке ситуацию или деталь, дающую правильное
решение вопроса;
3) тесты устные - заранее подготовленная система вопросов, на кои нужно ответить, причем
необходимо предусмотреть трудности, могущие возникнуть из-за отсутствия опыта в формулировании
ответа.
ТЕСТ ИМПРЕССИВНЫЙ
- относятся к тестам проективным. Требуют выбора, предпочтения
одних стимулов другим. Среди этой группы широко распространен тест Люшера.
ТЕСТ ИНТЕЛЛЕКТА (тест способностей общих) - одна из особенно популярных и
распространенных разновидностей тестов. Методика психодиагностики, предназначенная для
выявления умственного потенциала индивида. Служат для оценивания уровня развития мышления
(интеллекта) и его отдельных процессов когнитивных: восприятия, внимания, воображения, памяти,
речи и пр., - а также для определения особенностей развития интеллектуального.
|