Существует несколько классификаций тестов проективных. Согласно одной из них, выделяются:
1) тесты конститутивные;
2) тесты конструктивные;
3) тесты интерпретативные;
4) тесты катартические;
5) тесты экспрессивные;
6) тесты импрессивные;
7) тесты аддитивные.
8) тесты ассоциативные.
Многие психологи рассматривают тесты проективные как особенно ценные тесты личностные (-
> личность: исследование: метод), ибо они «портретируют» всю индивидуальность, позволяют изучить
эмоциональные особенности испытуемого, реакции невротические и пр. Большое их достоинство - то,
что они облегчают выявление таких содержаний мира внутреннего, кои субъект часто бессилен
выразить прямо, и позволяют сориентироваться в сложных свойствах личности, не поддающихся
точной оценке.
ТЕСТ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ - тесты, основная задача коих состоит в изучении познавательных,
поведенческих и прочих процессов психологических, коим в результате дается достаточно точная
качественная или количественная характеристика. Применяются, когда исследователь интересуется
особенностями протекания у испытуемых процессов психических и поведенческих.
ТЕСТ ПЯТЕН РОРШАХА (тест пятен чернильных) - одна из методик проективных, относящаяся
к группе методик структурирования. Создана швейцарским психиатром Германом Роршахом в 1921 г.,
который один из первых отметил связь фантазиеподобной продукции и типа личности. Он в ходе
исследований также выделил несколько типов человеческого восприятия (-> восприятие: тип).
Тест диагностирует структурные характеристики личности: особенности аффективно-
потребностной сферы и деятельности познавательной (стиль когнитивный), внутриличностные и
межличностные конфликты и меры борьбы с ними (механизмы защитные), общую направленность
личности (тип переживания) и пр. Связь отдельных показателей теста с этими параметрами личности
обоснована лишь эмпирически.
Материал теста состоит из десяти стандартных таблиц, выполненных в черно-белых, черно-
красных и пастельных тонах. Каждая таблица - копия оригинала, полученного складыванием пополам
листа бумаги с нанесенным на нее чернильным пятном. Хотя рисунок пятна не поддается однозначной
интерпретации, опыт работы показывает, что таблицы неравнозначны в своем эмоциональном
воздействии на человека. Так, красные тона таблиц вызывают беспокойство, а мелкие детали вокруг
вертикальной оси часто связываются с образами сексуального характера.
Никаких предварительных сведений о цели эксперимента сообщать не рекомендуется, но вместе
с тем важно, чтобы испытуемый чувствовал себя как можно непринужденнее. Обычно также
подчеркивается, что можно давать любые ответы, которые не оцениваются как правильные либо
ошибочные. Таблицы предъявляются по порядку в стандартном положении, указанном на обороте.
Первая таблица сопровождается инструкцией - вопросом, что это такое и на что может быть похоже. По
окончании спонтанных высказываний о некоей таблице можно стимулировать испытуемого вопросами
о том, что он может добавить и пр. Возможны значительные расхождения между объемами спонтанных
и дополнительных высказываний. Ответы, полученные при опросе, не включаются в расчетные
формулы или подсчитываются с учетом коэффициентов. Иногда процедура дополняется фазой
«определения пределов чувствительности».
В фазе опроса выясняется, как исследуемый пришел к формулировке некоего ответа, то есть
уточняется локализация образа и его детерминант. Следует избегать прямых и наводящих вопросов.
Можно задавать вопросы о том, где именно находится некая названная деталь или особенность
описываемого образа. Для уточнения детерминант иногда достаточно вопроса о том, что заставило
испытуемого думать о некоей названной детали, и пр.
В фазе определения пределов чувствительности сознательно оказывается давление на
испытуемого с целью вызвать те реакции, коих он избегает. Для этого можно попросить выбрать самую
|