приятную таблицу, затем - самую неприятную; привлечь внимание к тем особенностям пятен, которые
испытуемым игнорировались; предложить образцы других возможных интерпретаций, и пр.
Шифровка ответов - это обозначение и классификация ответов с учетом пяти основных
категорий: локализации, детерминанты, содержания, популярности либо оригинальности, качества
формы. Основная цель - установление связи между ответом и элементом пятна, а также формализация
ответа для последующего анализа и интерпретации. Ответом считается высказывание, соответственное
пятну или его части. Различаются основные ответы (спонтанные) и дополнительные (полученные при
опросе); последние подсчитываются отдельно и в расчетных формулах учитываются со специальными
коэффициентами. Категории, используемые при шифровке, записываются с помощью специальных
условных обозначений.
Локализация ответа характеризует тип восприятия и определяется соотнесением образа с некоей
частью пятна. Различаются ответы целостные, почти целостные, и пр.
Детерминантами называются такие характеристики ответа, как форма, движение, цвет, оттенки;
иные из них обусловливаются свойствами пятна, иные - сугубо субъективны. Детерминанты
раскрывают способ видения, избирательность человека относительно аспектов среды и собственного
внутреннего мира.
Оценка популярности/оригинальности ответов представляет определенные трудности, и вообще
не все ответы могут быть оценены таким образом. Оригинальными считаются ответы, встречающиеся
не чаще одного раза на сотню ответов; их опознание требует большого опыта, поэтому нередко
пользуются простым указанием на тенденцию к оригинальности.
Интерпретация основных категорий шифровки представляет значительные трудности и особенно
уязвима для критики, поскольку основные принципы интерпретации не имеют удовлетворительного
теоретического обоснования. При интерпретации учитывается психологический смысл
локализационных показателей теста, основных детерминант, содержания ответов, а также их
популярность (банальность) и оригинальность.
Интерпретация результатов теста производится в зависимости от теоретических установок
исследователя. Существуют по крайней мере два направления в развитии технологии теста: первое
представлено швейцарской и французской школами, опирается на классический психоанализ и видит в
тесте средство выявления инстинктивных влечений и их символического выражения. Второе
теоретическими истоками уходит в психологию Я и экспериментальные исследования «нового взгляда»
и в качестве основной категории интерпретации рассматривает стиль когнитивный личности. Здесь
тест выступает как своеобразная задача, решение которой определяется интеллектуальными
возможностями испытуемого и имеющимися у него средствами контроля и регуляции аффективной
жизни.
Интерпретация теста может включать несколько этапов; ее «глубина» зависит от поставленных
задач и от теоретических установок экспериментатора. В общем случае первый - «аналитический» - этап
состоит в выделении ряда параметров (тип переживания, характеристика интеллекта и пр.), значения
коих вычисляются по специальным формулам, основанным на теоретических положениях и
клиническом эмпирическом опыте. Второй этап состоит во взаимном соотнесении отдельных
показателей теста и в создании своего рода ансамблей из них: считается, что изолированный показатель
не может служить надежным свидетельством, тогда как «ансамбль» уже обеспечивает достаточную
обоснованность вывода. Последний этап - переход от описания отдельных сфер личности к
характеристике ее целостной структуры, что требует достаточной квалификации психолога.
Диагностика по тесту Роршаха, как правило, не вскрывает содержания конфликтных
переживаний, однако они могут диагностироваться опосредованно - изучением динамики
интерпретации в процессе исследования. Объектом анализа становятся любые «отклонения» в
поведении испытуемого, его комментарии, особенности работы с каждой таблицей и пр. О наличии
конфликта говорят также особые феномены - отказы (от интерпретации каких-либо таблиц) и шоки
(невротические реакции защиты от аффекта, выражаемые определенными «отклонениями» во время
ответа). О наличии конфликта свидетельствуют также некие показатели, выявляемые при
интерпретации теста. Диагностируемые таким путем конфликты могут иметь различную природу.
|