ВЛИЯНИЕ
- в психологии - процесс и результат изменения индивидом поведения другого
человека, его установок, намерений, представлений, оценок и прочего в ходе взаимодействия с ним.
Различаются влияние направленное и ненаправленное. Механизм первого - убеждение и внушение.
При этом субъект ставит задачу добиться определенного результата от объекта влияния.
Ненаправленное влияние подобной специальной задачи не имеет, хотя эффект воздействия возникает,
часто проявляясь в действии механизмов заражения и подражания. Различаются также:
1) влияние прямое - когда субъект открыто предъявляет объекту воздействия свои притязания и
требования;
2) влияние косвенное - непосредственно направленное не на объект, а на окружающую его среду.
Критерии полезности влияния - общечеловеческие ценности и интересы общества.
ВЛИЯНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-СПЕЦИФИЧЕСКОЕ
- форма персонализации, реализуемая
благодаря трансляции другим людям своих личностных характеристик в виде еще не освоенных ими
образцов личностной активности. Приводит к постепенному преобразованию смыслов личностных,
поведения и мотивационной сферы других людей, проявляясь в значимом изменении их деятельности в
момент актуализации в их сознании образа индивида - субъекта влияния. Влияние индивидуально-
специфическое - объясняющий принцип ряда феноменов фацилитации социальной и реализуется как в
целенаправленной деятельности (обучение, воспитательные мероприятия и пр.), так и в любых иных
случаях взаимодействия личности - субъекта влияния с окружающими людьми.
Предлагая - намеренно или ненамеренно - образцы своей активности другим людям, личность
вольно или невольно становится объектом подражания, специфически продолжая себя в других людях.
ВЛИЯНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНО-РОЛЕВОЕ
- вид влияния, характер, интенсивность и
направленность коего определяются не личностными особенностями партнеров по взаимодействию, а
их ролевыми позициями. В отличие от влияния индивидуально-специфического, происходит благодаря
трансляции образцов активности, регламентированных ролевой расстановкой сил, и за счет
демонстрации определенного набора способов действия, не выходящих за пределы ролевых
предписаний. Так, авторитарные руководители, как правило, видят свою задачу в оказании на
подчиненных именно влияния функционально-ролевого, а потому при взаимодействии и общении
преимущественно ориентируются на соответствие своих и чужих действий и поступков нормативным
правилам. Особенно ярко выраженная форма влияния функционально-ролевого - авторитет власти,
если он не подкреплен подлинно личностным авторитетом ее носителя. Такое абсолютно
деперсонифицированное влияние существенно затрудняет оказание конкретным исполнителем роли
влияния индивидуально-специфического на объект воздействия. Однако сам факт наличия влияния
функционально-ролевого не исключает возможностей оказать на других людей влияние индивидуально-
специфическое. Во многих случаях влияние функционально-ролевое может выступать и как фундамент,
облегчающий достижение индивидом идеальной личностной представленности в сознании
окружающих.
ВЛЮБЛЕННОСТЬ
- согласно З. Фрейду - чувство и состояние, кое зиждется на основе
одновременно и прямых и заторможенных (в смысле цели) сексуальных стремлений, причем объект
влюбленности перетягивает на себя часть нарциссического либидо Я. Суть влюбленности - в
изменении нарциссического либидо на либидо к объекту. Ее сила достаточна, чтобы уничтожить
вытеснения и восстановить перверсии. Она поднимает сексуальный объект до степени сексуального
идеала.
ВНИМАНИЕ
- сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на некоем
реальном или идеальном объекте - предмете, событии, образе, рассуждении и пр. Вниманием
характеризуется и согласованность различных звеньев функциональной структуры действия,
определяющая успешность его выполнения (например, скорость и точность решения задачи). Внимание
занимает особое место среди явлений психических. Выступая неотрывной стороной познания, чувства
и воли, оно не сводится ни к одной из этих трех сфер психического. Внимание - динамическая сторона
сознания, характеризующая степень его направленности на объект и сосредоточения на нем с целью
обеспечения его адекватного отражения в течение времени, нужного для выполнения определенного
акта деятельности или общения. Проявляется в избирательном отражении объектов соответственно
потребностям субъекта и целям и задачам его деятельности. Это - своего рода целесообразная воля,
|