Navigation bar
  Print document Start Previous page
 541 of 599 
Next page End  

человека в обществе и его поведения. Это все помогает определить свою позицию по отношению к
действительности.
Исследование умений было начато с умений двигательных, но по мере изучения разных сторон
деятельности психической исследоваться стали умения сенсорные и умственные. Эта классификация
закрепилась, ибо были установлены не только отличительные, но и общие свойства умений всех
классов.
УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ
- одна из логических форм мышления (=> понятие; суждение),
характерная выводом на базе правил логических заключения или следствия из нескольких суждений
(посылок).
Реализуется в словесной форме, за счет чего оказывается возможен выход из-под влияния поля
перцептивного.
В логике разрабатываются классификации умозаключений. Психология рассматривает условия
развития мышления умозаключающего (дискурсивного) и формы его нарушения (искажения). Пример
исследований мышления умозаключающего в психологии - исследование доверия к посылкам
силлогизма и следствиям из них.
УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ
- термин Г. Гельмгольца. Здесь слово
умозаключение употребляется метафорически, ибо процесс подобен умозаключению лишь по
результату, но по природе отличается от умозаключения и проходит бессознательно. Субъект как бы
рассуждает - на самом деле подобную работу выполняет неосознаваемый перцептивный процесс.
Умозаключения бессознательные происходят при иллюзиях восприятия, когда путем их
«использования» восприятие как бы убеждает себя в том, что именно оно воспринимает, хотя эти
«рассуждения» приводят его к неверным выводам. Однако в силу бессознательности этого процесса
сознательные усилия не могут повлиять на него: субъект может понимать, что его восприятие ошибочно,
но не может воспринимать иным образом.
УНИЧТОЖЕНИЕ - согласно А. Фрейд - механизм защитный, ликвидирующий предшествующий
акт последующим актом.
УПРАЖНЕНИЕ - повторное выполнение действия с целью его усвоения. В различных условиях
обучения упражнение - это:
1) либо единственная процедура, в рамках коей выполняются все компоненты процесса учения
(научения) - уяснение содержания действия, его закрепление, обобщение и автоматизация;
2) либо одна из процедур - наряду с объяснением и заучиванием, предшествующим упражнению
и обеспечивающим первоначальное уяснение содержания действия и его предварительное закрепление;
здесь упражнение обеспечивает завершение уяснения и закрепления, а также обобщения и
автоматизации; в итоге это приводит к полному овладению действием и превращению его (в
зависимости от достигнутой меры автоматизации) в умение или навык.
Упражнение может выполняться и сразу после объяснения, без предварительного заучивания;
при этом закрепление полностью происходит в ходе упражнений.
УПРЯМСТВО
- особенность поведения, в устойчивых формах - черта характера; выступает как
дефект сферы волевой индивида, выражаемый в стремлении непременно поступать по-своему, вопреки
разумным доводам, просьбам, советам или указаниям других людей. Поведение, характерное активным
отвержением индивидом требований других людей, обращенных к нему. При этом поведение переходит
из предметного плана в межличностный и получает поддержку от мотивов самоутверждения.
Может вызываться чувствами обиды, злобы, гнева, мести. Наблюдается прежде всего у слишком
эмоциональных или ригидных людей, а также при фрустрации важных потребностей. У детей и
подростков появление упрямства может обусловливаться мелочной опекой взрослых или их
пренебрежительным отношением к стремлению детей быть самостоятельными - быть формой протеста,
выражающей недовольство необоснованным подавлением развивающейся самостоятельности.
УРАВНОВЕШЕННОСТЬ - Спокойствие, ровность характера, поведения.
УРАВНОВЕШЕННОСТЬ ПРОЦЕССОВ НЕРВНЫХ -> процесс нервный: уравновешенность.
УРОВЕНЬ КОНТРОЛЯ СУБЪЕКТИВНОГО (уровень субъективного контроля - УСК) -
способность субъекта контролировать себя и свое поведение, управлять им, брать на себя
ответственность за происходящее с ним и вокруг.
Hosted by uCoz