УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ
- понятие, введенное К. Левином для обозначения стремления
индивида к цели такой сложности, которая, по его мнению, соответствует его способностям.
Соответствует достижениям в некоем виде деятельности и некоей сфере общения, на кои рассчитывает
человек при оценке своих способностей и возможностей.
Характеризует:
1) уровень трудности, достижение коего является общей целью серии будущих действий, - цель
идеальную;
2) выбор субъектом цели очередного действия, формирующейся в результате переживания успеха
или неуспеха ряда прошлых действий, - уровень притязаний в данный момент;
3) желаемый уровень самооценки личности, - уровень Я.
Это образование, тесно связанное с самооценкой личности, формируется под влиянием
субъективных переживаний успеха или неуспеха в деятельности.
Уровень притязаний может быть адекватным, то есть соответствовать способностям индивида, и
неадекватным - заниженным или завышенным. (-> притязание: уровень).
Стремление к повышению самооценки в условиях, когда человек свободен в выборе степени
трудности очередного действия, приводит к конфликту двух тенденций:
1) повысить притязания, чтобы одержать максимальный успех;
2) снизить их, чтобы избежать неудачи.
Переживание успеха (неуспеха), возникая вследствие достижения (недостижения) уровня
притязаний, влечет за собой его смещение в область более трудных (легких) задач. Снижение трудности
избираемой цели после успеха или же ее повышение после неудачи - атипичное изменение уровня
притязаний - говорят о нереалистичном уровне притязаний или неадекватной самооценке.
Люди, имеющие реалистичный уровень притязаний, отличаются уверенностью в своих силах,
настойчивостью в достижении цели, большей продуктивностью, критичностью в оценке достигнутого.
Неадекватность самооценки может привести к крайне нереалистичным, завышенным или заниженным
притязаниям. В поведении это проявляется в выборе слишком трудных или слишком легких целей, в
повышенной тревожности, неуверенности в своих силах, в тенденции избегать ситуаций соревнования,
в некритичности оценки достигнутого, в ошибочности прогноза, и пр.
УСВОЕНИЕ
- основной путь обретения индивидом общественно-исторического опыта. В
процессе усвоения он овладевает социальными значениями предметов и способами действия с ними,
нравственными основаниями поведения и формами общения. Усвоению подлежат все содержательные
компоненты поведения и побудительно-мотивационные, и операциональные (-> мотивация; операция).
Усвоение значений предметов материальной и духовной культуры и способов действия с ними
составляет основное внутреннее содержание процесса обучения. Стержень воспитания - усвоение
нравственных норм поведения.
Усвоение предполагает овладение действием по установлению нового значения предмета (в
широком смысле слова), что требует первоначальной объективации условий осуществления этого
действия - в виде образца, орудий, плана выполнения и пр. Эти условия могут задаваться и неявно -
например, включаться в поведение других людей.
Условия, от коих зависит эффективность усвоения - его качество, прочность и скорость - таковы:
1) полнота ориентировочной основы действия, подлежащего формированию;
2) предметное, логическое и психологическое разнообразие типов материала, включающего
усваиваемое содержание;
3) мера управления процессом формирования действия.
Выполнение этих условий наряду с усвоением нового значения (формированием понятия)
приводит к образованию полноценного действия по применению этого значения. Дальнейшая судьба
результатов усвоения - новых действий, понятий и форм поведения - сильно зависит от их места в
структуре значимых для человека видов деятельности.
УСЛОВИЕ «ЛЮБВИ К ПРОСТИТУТКЕ»
- согласно З. Фрейду - составная часть одного из
мужских типов выбора сексуального объекта, сущность коего - в том, что чистая женщина никогда не
является достаточно привлекательной, чтобы стать объектом любви, но привлекает только женщина,
верность и порядочность коей сомнительны (любовь: условие).
|