ВНИМАНИЕ НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ - самое простое и генетически исходное. Имеет пассивный
характер, ибо навязывается субъекту внешними по отношению к целям его деятельности событиями.
Возникает и поддерживается независимо от сознательных намерений, в силу особенностей объекта -
новизны, силы воздействия, соответствия актуальной потребности и пр. Физиологическое проявление
этого вида внимания - реакция ориентировочная.
ВНИМАНИЕ ПОСЛЕПРОИЗВОЛЬНОЕ (внимание постпроизвольное) - возникает на основе
внимания произвольного и заключается в сосредоточении на объекте в силу его ценности, значимости
или интереса для личности. Его появление возможно по мере развития операционально-технической
стороны деятельности в связи с ее автоматизацией и с переходом действий в операции, а также в
результате изменений мотивации (например, сдвиг мотива на цель). При этом снимается психическое
напряжение и сохраняется сознательная целенаправленность внимания, соответствие направленности
деятельности принятым целям, но ее выполнение уже не требует специальных умственных усилий и
ограничено во времени лишь утомлением и истощением ресурсов организма.
ВНИМАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЕ
- направляется и поддерживается сознательно поставленной
целью, а потому неразрывно связано с речью. О внимании произвольном говорят, если деятельность
выполняется в русле сознательных намерений и требует со стороны субъекта волевых усилий. Оно
отличается активным характером, сложной структурой, опосредованной социально выработанными
способами организации поведения и коммуникации; по происхождению связано с трудовой
деятельностью. В условиях затрудненной деятельности предполагает волевую регуляцию и
использование специальных приемов сосредоточения, поддержания, распределения и переключения
внимания.
ВНУШАЕМОСТЬ
- мера или степень восприимчивости к внушению, - повышенная
податливость по отношению к побуждениям, спровоцированных другими людьми, определяемая и
ограничиваемая рядом факторов, в основном субъективной готовностью подвергнуться и подчиниться
внушающему воздействию. Некритичное принятие чужой точки зрения и готовность подчиниться
(повиноваться), когда человек изменяет свое поведение в соответствии с прямым указанием законного
авторитета. Склонность заражаться чужими настроениями и перенимать чужие привычки.
Характеристика индивида, зависящая от ситуативных и личностных факторов. Нормальное свойство
человеческой психики, но при чрезмерности может дезорганизовать поведение и расценивается как
отрицательное качество. Противоположное свойство - критичность. К числу свойств личности,
благоприятствующих повышенной внушаемости, относятся: неуверенность в себе, низкая самооценка,
чувство собственной неполноценности (-> комплекс), покорность, робость, стеснительности;
доверчивость, тревожность, экстравертированность (-> экстраверсия, интроверсия), повышенная
эмоциональность, впечатлительность, относительно низкий уровнем развития интеллектуального,
слабость мышления логического, медленный темп деятельности психической. При частом
воспроизведении состояний внушения происходит формирование соответственного характера (черты
робости, доверчивости, впечатлительности, тревожности, неуверенности в себе). Выделяются такие
ситуативные факторы, влияющие на повышение индивидуальной внушаемости:
1) психофизическое состояние субъекта - при покое и релаксации внушаемость возрастает, как и
при сильном эмоциональном возбуждении, утомлении, заболевании, стрессе; максимальная
внушаемость наблюдается в гипнозе;
2) низкий уровень осведомленности, компетентности в обсуждаемом вопросе или выполняемом
виде деятельности; малая степень его значимости для личности;
3) дефицит времени для принятия решения. Внушаемость под влиянием «давления группового» (-
> конформность) зависит от уровня развития группового. Экспериментально показано, что субъекты,
характеризуемые по тестам внушаемости как внушаемые, в коллективе - в результате опосредования
отношений межличностных целями и ценностями деятельности совместной - оказываются способными
осуществить коллективное самоопределение - противостоять внушаемости. Современная психология
рассматривает внушаемость как неоднородное явление. Она по-разному обнаруживает себя в различных
сферах личности, применительно некоего содержания и вида деятельности. Каждый человек в
определенных ситуациях в какой-то мере может оказаться внушаемым. С помощью анализа факторного
выявлено два типа внушаемости:
|