Navigation bar
  Print document Start Previous page
 58 of 599 
Next page End  

отношений с окружающими, его общественное положение. Специфические характеристики возраста
определяются:
1) особенностями вхождения ребенка в группы разного уровня развития (-> развитие групповое:
уровень) и в учебно-воспитательные учреждения;
2) изменением характера воспитания в семье;
3) формированием новых видов и типов деятельности, обеспечивающих освоение ребенком
общественного опыта, системы сложившихся знаний, норм и правил человеческой деятельности;
4) особенностями физиологического развития. Понятие возрастных особенностей, возрастных
границ не абсолютны - границы возраста подвижны, изменчивы, имеют конкретно-исторический
характер и не совпадают в различных социально-экономических условиях развития личности. В СССР
была принята следующая периодизация возраста: 1) младенчество: от рождения до 1 года;
2) детство преддошкольное (детство раннее): 1 - 3 года;
3) детство дошкольное (возраст дошкольный): 3 - 6 лет;
4) возраст школьный младший: 6-10 лет;
5) возраст подростковый (отрочество): 10 - 15 лет;
6) юность:
a) первый период - возраст школьный старший: 15 - 17 лет;
b) второй период: 17 - 21 год;
7) зрелый возраст:
a) первый период (молодость); 21 - 35 лет;
b) второй период (зрелость): 35 - 60 лет;
8) возраст пожилой: 60 75 лет; 9) возраст старческий: 75 - 90 лет; 10) долгожители: 90 лет и выше.
Иногда последние три периода объединяются под общим названием старости. Каждый возраст в
человеческой жизни имеет определенные нормативы, с помощью коих можно оценить адекватность
развития индивида и кои касаются развития психофизического, интеллектуального, эмоционального и
личностного. Переход к следующему возрастному этапу происходит в форме кризисов возрастных.
ВОЗРАСТ ДОШКОЛЬНЫЙ - этап развития психического от 3 до 6-7 лет. Характерен тем, что
деятельностью ведущей является игра. Весьма важен для формирования личности ребенка. В его рамках
выделяются три периода:
1) возраст дошкольный младший - от 3 до 4 лет;
2) возраст дошкольный средний - от 4 до 5 лет;
3) возраст дошкольный старший - от 5 до 7 лет. В ходе игры - деятельности игровой - происходит
усвоение основных приемов деятельности орудийной и норм поведения социального. Наряду с
деятельностью игровой в этом возрасте формируются другие формы деятельности: конструирование,
рисование и пр. Существенным в формировании личности становится взаимосогласованность мотивов
и желаний ребенка; из них выделяются более и менее значимые, за счет чего происходит переход от
поведения импульсивного, ситуативного к поведению, опосредованному некоими правилами или
образцами.
ВОЗРАСТ МЛАДЕНЧЕСКИЙ
- период жизни ребенка между его рождением и достижением
годовалого возраста. В возрасте младенческом выделяют три этапа:
1) новорожденность (первый месяц жизни) - когда ребенок подготавливается к эмоциональному
общению со взрослыми;
2) первое полугодие жизни - во время коего деятельностью ведущей становится ситуативно-
личностное общение со взрослыми (-> этап полугодия первого);
3) второе полугодие жизни -"когда ведущей становится деятельность предметно-манипулятивная
-> этап полугодия второго). Завершение младенчества связано с кризисом первого года,
свидетельствующим о формировании личности ребенка (-> кризис возрастной).
ВОЗРАСТ ПОДРОСТКОВЫЙ (отрочество) - Период онтогенеза (от 10-11 до 15 лет),
соответственный переходу от детства к юности. В историческом плане выделение возраста
подросткового как особой возрастной ступени в становлении человека произошло в промышленно
развитых странах в ХIХ-ХХ вв. Возраст подростковый относится к числу критических периодов
онтогенеза, связанных с кардинальными преобразованиями в сфере сознания, деятельности и системы
Hosted by uCoz