Navigation bar
  Print document Start Previous page
 59 of 599 
Next page End  

взаимоотношений. Он характерен бурным ростом человека, формированием организма в ходе полового
созревания, что оказывает заметное влияние на психофизиологические особенности подростка. В этот
период индивид имеет повышенную возбудимость, импульсивность, на кои накладывается половое
влечение, часто неосознанное. Основу формирования новых психологических и личностных качеств
составляет общение в ходе различных видов деятельности - учебной, производственной, творческих
занятий, спорта и пр. Определяющая особенность общения подростков - его ярко выраженный
личностный характер. Изменение социальной ситуации развития подростков связано с их активным
стремлением приобщиться к миру взрослых, с ориентацией поведения на нормы и ценности этого мира.
Характерными новообразованиями являются «чувство взрослости», развитие самосознания и
самооценки, интереса к себе как личности, к своим возможностям и способностям. Лейтмотивом
развития психического в возрасте подростковом является становление нового, еще достаточно
неустойчивого самосознания, изменение Я-концепции, попытки понять самого себя и свои
возможности. В этом возрасте происходит становление сложных форм аналитико-синтетической
деятельности, формирование мышления абстрактного и теоретического. Важнейшее значение имеет
возникающее у подростка чувство принадлежности к особой подростковой общности, ценности коей
являются основой для собственных нравственных оценок. При отсутствии условий для
индивидуализации и позитивной реализации своих новых возможностей самоутверждение подростка
может принимать уродливые формы, приводить к неблагоприятным реакциям (-> поведение
девиантное).
ВОЗРАСТ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ
- в отличие от возраста хронологического это понятие
означает определенную, качественно своеобразную ступень развития онтогенетического,
обусловливаемую закономерностями формирования организма, условиями жизни, обучения и
воспитания и имеющую конкретно-историческое происхождение (=> детство). Первая попытка анализа
системного категории возраста психологического принадлежит Л. С. Выготскому. Ключевыми
характеристиками он считал: «социальную ситуацию развития», отражающую место ребенка в системе
общественных отношений; деятельность ребенка; новообразования в сфере сознания и личности.
Процесс перехода от одной возрастной ступени к другой предполагает глубокое преобразование всех
названных компонент возраста и может сопровождаться более или менее выраженными конфликтами и
противоречиями (-> кризис возрастной). В нормативно-ценностном плане, особо значимым за
пределами детства, каждый возраст характерен специфическими жизненными задачами, от
своевременного решения коих зависит как личностное развитие в целом, так и успешность перехода на
следующий возрастной этап. С ходом возрастного развития связаны и необратимые
психофизиологические изменения, но совпадения во времени тесно взаимосвязанных линий
физического (физиологического), психического и социального развития индивида не происходит.
Неравномерность темпа развития этих сторон приводит к нередким расхождениям в степени
физической, психологической или социальной зрелости индивида, обусловливая явления акселерации,
психофизического и личностного инфантилизма, задержки психического развития и пр.
Хронологические границы возрастов психологических заметно варьируют в зависимости от
социокультурных, экономических и других факторов.
ВОЗРАСТ РАННИЙ
- стадия развития психического ребенка от одного года до трех лет,
характерная качественными изменениями в развитии функций коры больших полушарий мозга
головного. На ней стадии происходят следующие события индивидуального развития:
1) формируется ходьба, локомоция, мелкая моторика, за счет чего существенно расширяются
возможности познания внешнего мира;
2) развивается общение ситуативно-деловое со взрослыми и общение со сверстниками;
3) формируются процессы когнитивные;
4) происходит овладение речью пассивной и активной;
5) становятся более определенными аффективная и волевая сферы, формируется самосознания.
Психике ребенка этого возраста характерны:
1) высокая зависимость от наглядной ситуации;
2) функционирование психического отражения в неразрывной связи с практическими
действиями;
Hosted by uCoz