3) выраженный аффективный характер направленности на внешний мир. Деятельностью
ведущей в этом возрасте выступает деятельность предметно-манипулятивная, в рамках коей происходит
овладение культурно фиксированными способами употребления предметов. При этом формирование
действий предметных ребенка неотделимо от его общения со взрослым, кое является ситуативно-
деловым. В этот период особенно интенсивно развивается речь ребенка: на втором году он уже
понимает названия многих предметов, с коими имеет дело, а на третьем году понимание
распространяется на предметы, находящиеся вне его непосредственного опыта.
ВОЗРАСТ УМСТВЕННЫЙ
- понятие, введенное А. Вине и Т. Симоном в 1908г. для
характеризации развития интеллектуального на основе его сравнения с уровнем интеллекта других
людей того же возраста. Количественно выражается как возраст, в коем - по среднестатистическим
данным - решаются такие тестовые задания, что доступны испытуемому. В 1912 г. В. Штерн предложил
простую формулу для определения коэффициента интеллектуальности как отношения возраста
умственного к возрасту хронологическому.
ВОЗРАСТ ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ
- выражает длительность существования индивида с
момента его рождения.
ВОЗРАСТ ШКОЛЬНЫЙ МЛАДШИЙ
- период жизни ребенка от 6-7 до 10 лет, когда он
проходит обучение в начальных классах (1-й - 4-й классы) школы. Для этого возраста характерно, что
деятельностью ведущей формируется и становится деятельность учебная. В ее ходе возникают два
основных психологических новообразования этого возраста - возможность произвольной регуляции
процессов психических и построение внутреннего плана действий.
ВОЗРАСТ ЮНОШЕСКИЙ
- стадия развития онтогенетического между возрастом
подростковым и взрослостью. У юношей охватывает период от 17 до 21 года, у девушек - от 16 до 20. В
этом возрасте завершается физическое, в том числе половое, созревание организма. В психологическом
плане главная особенность возраста - это вступление в самостоятельную жизнь, когда происходит
выбор профессии, резко меняется позиция социальная.
ВОЛНА ОЖИДАНИЯ -> Е-волна
ВОЛЮНТАРИЗМ
- течение в психологии и философии, признающее волю особой,
надприродной силой, лежащей в основании психики и бытия в целом. Волюнтаризм в психологии
проявляется как утверждение воли в качестве первичной способности, обусловленной только субъектом
и определяющей все другие психические процессы и явления. Присущую человеку способность к
самостоятельному выбору цели и способов ее достижения, и способность принятия решений,
выражающих его личностные установки и собственные убеждения, волюнтаризм истолковывает как
эффект действия стоящей над этими актами особой иррациональной духовной сущности.
ВОЛЯ - сторона сознания, его деятельное и регулирующее начало, призванное создать усилие и
удерживать его так долго, как это надобно. Способность человека достигать поставленных целей в
условиях преодоления препятствий, проявляемая в самодетерминации и саморегуляции своей
деятельности и различных процессов психических. Благодаря ей человек может по собственной
инициативе, исходя из осознанной необходимости, выполнять действия в заранее спланированном
направлении и с заранее предусмотренной силой. Более того, он может соответственно организовать
свою деятельность психическую и направить ее. Усилием воли можно сдержать внешнее проявление
эмоций или даже показать совершенно противоположные: Итак, воля направляет или сдерживает
действия человека, а также организует деятельность психическую, исходя из наличных задач и
требований. Первоначально понятие воли было введено для объяснения побуждений к действиям,
выполняемым по собственным решениям человека, но не отвечающим его желаниям. Затем оно стало
использоваться для объяснения возможности свободного выбора при конфликте желаний человека,
связанном с постановкой проблем свободы воли (-> воля свободная). Как основные функции воли
выделяются:
1) выбор мотивов и целей;
2) регуляция побуждения к действиям - при недостаточной или избыточной их мотивации;
3) организация процессов психических - в систему, адекватную выполняемой деятельности;
4) мобилизация физических и психических возможностей - при преодолении препятствий к
достижению поставленных целей. Возможность произвольно регулировать действия и процессы
|