психические, подчиняя их своим сознательным решениям, так же объясняется наличием воли, как и
проявление в действиях человека качеств настойчивости, решительности, выдержки, смелости и пр.
Для появления волевой регуляции нужны определенные условия - наличие препятствий и преград.
Воля тогда и проявляется, когда появляются трудности на пути к цели: препятствия внешние - время,
пространство, противодействие людей, физические свойства вещей и прочее; препятствия внутренние -
отношения и установки, болезненные состояния, усталость и пр. Все эти препятствия, отражаясь в
сознании, вызывают усилие волевое, кое создает нужный тонус, мобилизационную готовность для
преодоления трудностей. Многообразие ситуаций, требующих срочной волевой регуляции -
преодоление препятствий, направленность действия в будущее, конфликт мотивов, конфликт между
требованием подчинения нормам социальным и имеющимися желаниями и прочим, - сводимо к трем
реальностям, в основе коих лежит необходимость:
1) восполнение дефицита побуждения к действиям - при отсутствии их достаточной мотивации;
2) выбор мотивов, целей, видов действия - при их конфликте;
3) произвольная регуляция внешних и внутренних действий и процессов психических. Как
социальное новообразование психики, волю можно представить как систему различных процессов
психических или как особое внутреннее действие, включающее различные внешние и внутренние
средства. Участие мышления, воображения, эмоций, мотивов и прочего в волевой регуляции
приводило в истории науки к преувеличенной оценке либо интеллектуальных процессов (теории воли
интеллектуалистические), либо аффективных процессов (теории воли эмоциональные). Появились
теории, где воля рассматривалась как первичная способность души (-> волюнтаризм). Волевая
регуляция поведения и действий - это произвольная регуляция активности, формируемая и развиваемая
под воздействием контроля за поведением со стороны общества, а затем - самоконтроля личности. Как
основание волевых процессов выступает характерная человеку опосредованность поведения за счет
использования общественно выработанных орудий или средств. На этом строится процесс
сознательного контроля над эмоциональными состояниями или мотивами, значительно вариативный
индивидуально. За счет этого контроля обретается возможность действовать вопреки сильной
мотивации или игнорировать сильные эмоциональные переживания. Волевая регуляция проявляется
как личностный уровень произвольной регуляции, отличающийся тем, что решение о ней исходит от
самой личности и в регуляции используются личностные средства. Одно из таких средств личностной
регуляции - изменение смысла действий. Намеренное изменение смысла действия, приводящее к
изменению побуждения, может достигаться:
1) переоценкой значимости мотива;
2) привлечением дополнительных мотивов;
3) предвидением и переживанием последствий действия;
4) актуализацией мотивов - посредством воображаемой ситуации, и пр. Развитие волевой
регуляции прежде всего связано с формированием:
1) богатой сферы мотивационно-смысловой;
2) стойкого мировоззрения и убеждений;
3) способности к волевым усилиям в особых ситуациях действия. А также - с переходом от
внешних способов изменения смысла действия к внутренним. Закрепленные волевые свойства
обозначаются специальными терминами, такими как целеустремленность, решительность, выдержка,
самостоятельность, мужество, настойчивость. Нужное волевое свойство можно сформировать и
проявить далеко не при всех обстоятельствах; сверх того, эти свойства своеобразно зависят от характера
дел, где проявляются.
ВОЛЯ ИРРАЦИОНАЛЬНАЯ
- согласно Э. Фромму - иррациональные страсти и побуждения,
захватывающие и подчиняющие человека, рабски реализующего неконтролируемые порывы (=> воля
рациональная).
ВОЛЯ РАЦИОНАЛЬНАЯ
- согласно Э. Фромму - целеустремленное, реалистическое,
дисциплинированное поведение и энергичные усилия, направленные на достижение рациональной
цели (=> воля иррациональная).
ВООБРАЖЕНИЕ
- способность человека к построению новых образов путем переработки
психических компонент, обретенных в прошлом опыте; процесс психический создания образа предмета
|