ШКОЛА НАУЧНАЯ
- в психологии - способ и форма организации кооперированной научной
деятельности, реализующей единство процессов познания и передачи накопленных знаний. Под школой
научной понимаются:
1) школа научно-образовательная, формирующая будущих исследователей;
2) исследовательский коллектив, группа ученых, совместно разрабатывающих под руководством
лидера - главы шкалы - созданную им исследовательскую программу;
3) направление в науке, возникающее благодаря установлению определенной традиции,
охватывающей целый ряд ученых и исследовательских коллективов. Школа научная играет важную роль
в развитии психологии с времен античности до наших дней. Развитие психологии в XX в. связано с
формированием школ - направлений, определивших макроструктуру современной психологии, таких,
как структурализм (-> психология структурная), функционализм (-> психология функциональная),
бихевиоризм, необихевиоризм, гештальтизм (-> гештальт-психология), фрейдизм, неофрейдизм. В
отечественной психологии важная роль принадлежала школам Басова, Выготского, Рубинштейна,
Леонтьева, Лурии, Ананьева, Теплова, Узнадзе и др.
ШКОЛА СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ФРАНЦУЗСКАЯ (французская социологическая школа) -
социологическая направление, характерное общественно-историческим подходом к психике человека.
Его представителями являются Э. Дюркгейм, Л. Леви-Брюль, М. Гальбвакс, Ш. Блондель. По мнению
Дюркгейма, внедрение коллективных представлений, выработанных обществом и явленных общими,
религиозными, моральными и социальными идеями, правилами и нормами, в индивидуальное
сознание основано на чисто духовном речевом процессе взаимодействия сознаний. На этой основе Л.
Леви-Брюлъ разработал учение о двух типах человеческого мышления - логическом и пралогическом,
сосуществующих на всех ступенях развития общества, хотя в первобытном обществе преобладает
мышление пралогическое. Современный французский антрополог К. Леви-Стросс выдвинул положение
о том, что в мышлении людей на всех стадиях развития общества можно выделить константные
структуры - в частности, парные структуры, представленные, например, полярными качествами
черного-белого, доброго-злого. Постулат о детерминации психики индивида содержанием
общественного сознания иллюстрировался на различном материале: М. Гальбвакс исследовал процессы
памяти, Ш. Блондель - аффекты. Это направление оказало влияние на Ж. Пиаже.
ШКОЛА ХАРЬКОВСКАЯ (харьковская психологическая школа) - неформальная организация
психологов, работавших в 30-е гг. в научных учреждениях Харькова над развитием идей Л. С.
Выготского и формулированием на их базе основ подхода деятельностного. К этой школе принадлежали:
А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, П. И. Зинченко, А. В. Запорожец, П. Я. Гальперин и др.
_Э_
ЭВОЛЮЦИЯ - во взглядах на ее механизм неодарвинисты не всегда едины. По мнению одних,
она - результат ряда последовательных мелких сдвигов от случайных мутаций согласно сиюминутным
потребностям. Другие считают, что эволюция имеет определенную внутреннюю тенденцию, коей
следует развитие видов, подчиняющееся неким ориентирам, уже заложенным в генах. По мнению
третьих, эволюция совершается скачками, начинаясь с крупных переделок, возникающих в каких-то
избранных, узловых точках эволюционного пути, где происходит дифференциация видов.
ЭВРИСТИКА
- 1. В широком смысле - наука о творчестве. 2. В узком, более современном -
теория и практика организации избирательного поиска при решении сложных задач интеллектуальных.
Эвристические компьютерные программы отличаются от программ систематического поиска, поскольку
содержат критерии ограничения поиска в пространстве большого количества возможностей - эвристики
- и не гарантируют обязательное решение задач. Эвристики человека не сводятся к формальным
правилам и содержат мотивационно-эмоциональные процессы, обеспечивающие избирательность
поиска. Пока еще не найдены способы воплощения всего богатства человеческих эвристик в машинных
программах.
ЭГО -> я.
ЭГО-ПСИХОЛОГИЯ (эгопсихология) - одно из направлений психоанализа, сформированное
под влиянием идей и трудов последователей З. Фрейда - его дочери А. Фрейд и Э. Гартмана; возникло
|