Navigation bar
  Print document Start Previous page
 581 of 599 
Next page End  

как реакция на ортодоксальный фрейдизм. В отличие от последнего, рассматривающего инстинкты и
влечения как доминирующую часть личности, эго-психология считает, что Я играет более важную и
независимую роль,, чем полагал Фрейд. Главные представители эго-психологии - А. Фрейд, Э. Гартман
и Э. Эриксон. Оно поставило в центр исследований проблемы человеческого Я. Основные идеи эго-
психологии отрабатывались на материале детского психоанализа и исследований личностной
проблематики. При изучении Я особое внимание уделяется вопросам развития и адаптации личности,
автономии, свободы и особенностям функционирования Я, взаимодействия Я и влечений. С самого
начала в эго-психологии развиваются две доминирующие версии. В версии А. Фрейд и ее
последователей внимание акцентируется на изучении Я и его механизмов защитных. В версии Э.
Гартмана и его последователей исследуются преимущественно вторичные функции Я - рациональное
мышление, рациональные действия и прочие проблемы. Главная роль в формировании личности
отводится человеческому Я, кое не просто служит Оно (как утверждал Фрейд), но отвечает за главное -
за психическое здоровье личности, ее идентичность. Согласно Эриксону, идентичность - это чувство
самотождественности, собственной истинности, полноценности, сопричастности миру и другим
людям. Развитие личности рассматривается с позиций усиления Я и продвижения к идентичности. На
пути интеграции Я личность проходит восемь стадий развития - от рождения до смерти; каждая стадия
предстает как кризис, ставящий перед выбором в сторону усиления Я или его ослабления. Особенно
принципиален для становления личности подростковый возраст. Сами стадии заданы генетически, но
позитивное или негативное разрешение кризиса определяется особенностями взаимодействия личности
с социумом. Помимо борьбы с влечениями, Я регулирует взаимоотношения личности со средой,
выступая как относительно автономное образование, имеющее собственные структурные
характеристики и собственную систему механизмов защитных (-> защита психологическая). При этом
функции Я не зависят от влечений прямо. Ключевое для психоанализа понятие конфликта в эго-
психологии заменяется понятием диалога индивида со средой, который предполагает первоначальную
автономию Я. Среда или социум рассматриваются упрощенно, как ближайшее окружение индивида, а
сам процесс развития Я сводится к адаптации. Социальные закономерности функционирования
личности при таком подходе не учитываются.
ЭГОИЗМ
- ориентация ценностная субъекта, характерная преобладанием в жизнедеятельности
своекорыстных личных интересов и потребностей безотносительно интересов других людей и групп
социальных. Проявлениям эгоизма присуще отношение к другому человеку как объекту и средству
достижения своекорыстных целей. Развитие эгоизма и превращение его в доминирующую
направленность личности объясняются серьезными дефектами воспитания. Если тактика семейного
воспитания объективно направлена на закрепление таких проявлений, как завышенная самооценка и
эгоцентризм ребенка, то у него может сформироваться стойкая ориентация ценностная, при коей
учитываются лишь его собственные интересы, потребности, переживания и пр. В зрелом возрасте
подобная концентрация на собственном я, себялюбие и полное равнодушие к внутреннему миру другого
человека или к группе социальной может привести к отчуждению - переживанию одиночества во
враждебном мире. Во многих психологических и этико-психологических концепциях, принятых на
Западе, эгоизм необоснованно рассматривается как врожденное свойство человека, благодаря коему
обеспечивается защита его жизнедеятельности. В обыденном словоупотреблении эгоизм выступает как
противоположность альтруизму. Разведение на противоположные полюсы эгоизма и альтруизма
отражает изначальное противопоставление Я и Они. Исторически прогрессивная тенденция связана со
снятием антагонизма Я и Они объединяющим началом Мы: то, что делается человеком для других, в
равной мере полезно и ему и другим, поскольку это полезно для общества, коему он принадлежит. Итак,
если иметь в виду социально-психологические закономерности поведения личности в коллективе, то
альтернатива эгоизм-альтруизм оказывается мнимой. Подлинная альтернатива - противопоставление и
эгоизму, и альтруизму такого поведения, когда субъект действенно относится к другим, как к самому
себе, и к себе, как ко всем другим в коллективе (-> идентификация коллективная).
ЭГОЦЕНТРИЗМ
- неспособность индивида, сосредоточиваясь на собственных интересах,
изменить исходную познавательную позицию по отношению к некоему объекту, мнению или
представлению даже при наличии противоречащей его опыту информации. Корни эгоцентризма лежат
в непонимании субъектом того, что возможно существование других, противоположных точек зрения, в
Hosted by uCoz