Navigation bar
  Print document Start Previous page
 585 of 599 
Next page End  

лабораторным, при коем психолог может активно влиять на ситуацию, но в формах, не нарушающих ее
естественности для испытуемых. Основными методами являются наблюдение и беседа с испытуемым,
результаты коих обрабатываются качественно. Вариантом эксперимента естественного является
эксперимент психолого-педагогический, или экспериментальное обучение, в коем изучение
психических особенностей школьника, подлежащих формированию, производится в ходе обучения и
воспитания.
ЭКСПЕРИМЕНТ КОНСТАТИРУЮЩИЙ
- к развитию психики можно подходить как к
явлению, относительно независимому от обучения и воспитания, тогда задачей оказывается
констатация связей, складывающихся в ходе развития.
ЭКСПЕРИМЕНТ ЛАБОРАТОРНЫЙ
- методическая стратегия, направленная на
моделирование деятельности индивида в специальных условиях - разновидность эксперимента,
проводимого в специально оборудованных лабораториях, что обеспечивает особенно строгий контроль
переменных независимых и зависимых. При этом испытуемые сознательно участвуют в эксперименте,
хотя могут не знать о его истинном назначении. Благодаря всему этому результаты экспериментов
отличаются сравнительно высокой степенью надежности и достоверности (-> валидность). К их
недостаткам иногда относят низкую степень «валидности экологической» - соответствия реальным
жизненным ситуациям. Другой недостаток - явная исследовательская обстановка для испытуемого, в
силу чего практически неизбежны его скованность, сознательная или бессознательная тревога, боязнь
оценки и пр. Достоинства: возможность относительно полного контроля переменных, обеспечение
воспроизводимости исследуемой характеристики и условий ее проявления. Требование чистоты
получаемых данных связано и с рядом ограничений: в искусственных лабораторных условиях
практически невозможно моделировать реальные жизненные обстоятельства, но лишь отдельные их
фрагменты.
ЭКСПЕРИМЕНТ ПОЛЕВОЙ
- предполагает использование минимума оборудования в
ситуации, близкой к естественной.
ЭКСПЕРИМЕНТ ПРОЕКТИВНЫЙ
- формальные принципы построения (проективность):
«глухая» инструкция, отсутствие оценки экспериментатора, акцент на мотивационном аспекте
деятельности. Очень важна спокойная, дружелюбная атмосфера. В проективном исследовании
моделируются - в обобщенно-схематической форме - самые распространенные жизненные ситуации. Но
именно потому, что они для испытуемого - не реальность, он обладает большей свободой поведения в
них, чем в жизни; значит, в подобных ситуациях проявляются не только привычные стереотипы
реагирования, не только потребности и мотивы, проявляемые каждодневно, но также и оставшиеся
нереализованными. В жизни их реализацию затрудняет ряд преградных обстоятельств. И можно
полагать, что именно преграда в деятельности побуждает человека к смыслообразованию - оценке
жизненного значения преградных обстоятельств и действий в этих обстоятельствах. Этот процесс и
воссоздается в исследовании - в эксперименте проективном, хотя в воображаемых ситуациях он может
быть не вполне тождествен процессу смыслообразования в реальной жизни. Нередко он проявляется и
в искаженной форме; когда деятельность до поиску смысла заменяется деятельностью по его маскировке.
ЭКСПЕРИМЕНТ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ
- эксперимент естественный, проводимый в
обычных для испытуемого условиях труда. При этом сам работник может не знать о проведении
эксперимента. При ином подходе он становится активным участником эксперимента, что важно,
например, при изменении структуры деятельности трудовой.
ЭКСПЕРИМЕНТ ФОРМИРУЮЩИЙ (эксперимент психолого-педагогический; эксперимент
обучающий; воспитывающий; преобразующий; развивающий) - применяемый в психологии возрастной
и педагогической метод прослеживания изменений психики ребенка в ходе активного воздействия
исследователя на испытуемого. Синонимы - эксперимент преобразующий, созидательный,
воспитывающий, обучающий, генетико-моделирующий; метод формирования психики активного.
Форма эксперимента естественного, характерная тем, что изучение некоих процессов психических
происходит при их целенаправленном формировании. Предполагает выявление закономерностей
развития в ходе активного, целенаправленного воздействия экспериментатора на испытуемого - в ходе
формирования его психики. Основан на подходе к развитию психики как к явлению, ведомому
обучением и воспитанием; из этого следует, что нельзя игнорировать сам процесс обучения,
Hosted by uCoz