определяющий это развитие. При этом с помощью этого метода выявляется не столько наличное
состояние знаний, умений и навыков, сколько особенности их становления. В его рамках испытуемому
сначала предлагается самостоятельно овладеть новым действием или новым знанием (например,
сформулировать закономерность); затем, если это не удалось, ему оказывается строго
регламентированная и индивидуализированная помощь. Весь этот процесс сопровождается
экспериментом констатирующим, благодаря чему удается установить различие начального, актуального
уровня и конечного, соответственного зоне развития ближайшего. Эксперимент формирующий
применяется не только в психологии теоретической, но и для диагностики развития умственного, в
частности - в патопсихологии. Он позволяет не ограничиваться регистрацией выявляемых фактов, но
через создание специальных ситуаций раскрыть закономерности, механизмы, динамику, тенденции
развития психического и становления личности, определяя возможности оптимизации этого процесса.
Именно поэтому он широко применяется в отечественной психологии (с конца 30-х гг.) при изучении
условий, принципов, путей формирования личности ребенка, обеспечивая соединение исследований
психологических с педагогическим поиском и проектированием особенно эффективных форм учебно-
воспитательного процесса.
ЭКСПЕРТИЗА
- исследование некоего вопроса, требующего специальных знаний, с
представлением мотивированного заключения. Для ее проведения привлекаются эксперты, т.е.
опытные специалисты в данной области.
ЭКСПЕРТИЗА СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ
- одна из главных форм практического
применения специальных психологических познаний в уголовном процессе. Проводится по
постановлению следователя или определению суда согласно нормам уголовно-процессуального кодекса
в отношении психически здоровых обвиняемых, свидетелей и потерпевших. Общий предмет
экспертизы судебно-психологической - особенности психической деятельности, исследование коих
значимо для установления истины по уголовным делам. Ее частными предметами могут быть:
1) диагностика наличия или отсутствия у обвиняемого в момент совершения преступления
аффекта;
2) принципиальная способность свидетелей и потерпевших - в первую очередь детей -
правильно воспринимать важные для дела обстоятельства и давать о них правильные показания, и пр.
ЭКСПРЕССИВНЫЙ - выразительный, способный отразить эмоциональное состояние.
ЭКСПРЕССИЯ
- выразительность; сила проявления чувств, переживаний. Экспрессивные
реакции являются внешним проявлением эмоций и чувств человека - в мимике, пантомимике, голосе и
жестах. Хотя экспрессия у человека генетически детерминирована, она сильно зависит от процесса
научения, направляемого нормами социальными/При этом могут возникнуть определенные формы
экспрессии, не имеющие никакой «природной» связи с некоей эмоцией. Формы экспрессии у лиц одной
культуры относительно однородны. Существуют и универсальные формы экспрессия, что могут быть
понятны людям разных культур, и те, что можно понять лишь в рамках данной культуры. Так, слезы -
почти универсальный признак горя и печали, но форму этой реакции - когда, как и сколь долго можно
плакать - определяют нормы культуры. Экспрессия сильно влияет на характер отношений
межличностных. Избыточная или недостаточная экспрессия, ее неадекватность конкретной ситуации
могут стать одним из источников конфликтов.
ЭКСТАЗ - состояние крайней степени восторга, доходящего до исступления.
ЭКСТЕРИОРИЗАЦИЯ
- процесс порождения внешних действий, высказываний и прочего на
основе преобразования ряда внутренних структур, сложившихся на основе интериоризации внешней
социальной деятельности человека. Своего рода «перевод» внутренних структур на «внешний» язык.
ЭКСТЕРНАЛИЗАЦИЯ
- полностью или частично осознанное вплетение в рассказ теста
апперцептивного тематического событий собственной жизни. Иногда может обнаруживаться как
озарение.
ЭКСТЕРНАЛЬНОСТЬ (экстернальность и интернальность) - предрасположение индивида к
определенной форме локуса контроля. Если ответственность за события, происходящие в жизни,
человек в большей мере принимает на себя, объясняя их своим поведением, характером, способностями,
это говорит о наличии у него внутреннего (интервального) контроля. Если же доминирует склонность
|