восприятия - таких, как константность - неизменными отношениями между компонентами образа
перцептивного. Изучение рефлекторного строения восприятия привело к созданию теоретических
моделей восприятия, где важная роль отводится эфферентным (центробежным), в том числе
двигательным процессам, подстраивающим работу системы перцептивной к характеристикам объекта.
Образ восприятия выступает как результат синтеза ощущений, возможность коего, согласно А. Н.
Леонтьеву, возникла в филогенезе в связи с переходом живых существ от гомогенной, предметно
неоформленной среды к среде, предметно оформленной. Нужно различать восприятие, адекватное
реальности, и иллюзии. В процессе восприятия отображаются также импульсы, восходящие из
внутреннего телесного мира человека. Они обусловливают появление ощущения и восприятие самого
себя - осознание собственного Я. Чувство своего Я сопровождает ощущение и восприятие внешних
явлений и способствует познавательному различению всего того, что происходит вне тела, внутри тела
и внутри сознания. В обыденной жизни восприятия кажутся простыми и понятными; между тем они
весьма сложны и трудно доступны исследованию. Сложность механизмов их появления наглядно
обнаруживается в патологии - в симптоматике расстройств сенсорных. Современные исследования
раннего онтогенеза восприятия подтверждают существование ряда его форм, жестко обусловленных
особенностями постоянных сочетаний стимулов. Но развитые процессы восприятия находятся под
контролем стоящих перед личностью целей. Интенциональный (-> интенция), направленный характер
этих процессов позволяет рассматривать их как перцептивные действия, позволяющие выделить
информативное содержание ситуации, по коему можно сличать воспринимаемые объекты с хранимыми
в памяти отображениями и описаниями, и опознавать эти объекты - относить их к некоему
семантическому классу (категории). Динамика процесса опознания в большинстве случаев адекватно
описывается законом перцепции: первоначально выделяется лишь общее и диффузное представление о
предмете, кое затем сменяется более определенным и детальным восприятием. Происходящее на основе
выделения обобщенных, иногда социально фиксированных систем признаков, опознание реализуется за
много более короткое время (порядка долей секунды), чем процессы первоначального перцептивного
научения, на кои могут уходить месяцы и годы (например, формирование навыков чтения).
Производимая при опознании (благодаря взаимодействию восприятия и памяти) категоризация
предметов, событий и ситуаций близка, а иногда идентична категоризации понятийной. С процессами
мышления восприятие сближает и возможность трансформации образа для приведения его к виду,
пригодному для принятия решения. Подобные преобразования, часто неосознаваемые, могут
способствовать решению стоящих перед субъектом задач. В психологии социальной содержание
понятия восприятия не всеми авторами раскрывается одинаково. Иногда этот термин означает лишь
отражение партнером внешнего облика и видимой картины поведения другого человека. Иногда
восприятие и понимание друг друга рассматриваются как два неразрывно связанных процесса. В других
случаях под восприятием понимается совокупность внешнего облика партнера и его поведения и в
зримой, и во внутренней - психологической части: в акт восприятия включается интерпретация
воспринятого на уровне мышления. Восприятие - познание качества целого, а не его отдельных свойств;
не пассивное копирование мгновенного воздействия, но живой, творческий процесс познания. В
зависимости от биологической значимости в воспринимаемом предмете, ведущим может оказаться либо
одно, либо другое качество, - от чего зависит, от какого анализатора информация будет признана
приоритетной. По модальности, позволяющей предметно отразить мир, выделяются восприятия
зрительные, слуховые и осязательные. Если объектом внимания становится отдельное качество объекта,
можно говорить о восприятиях вкусовом, обонятельном, болевом и пр. Специализованными по объему
являются восприятия пространства, времени, изображений, спектаклей и кинофильмов, восприятие
человека человеком (-> человековосприятие): они выделяются в силу содержания самой деятельности
предметной. При этом особенно важную роль во всех видах восприятия играют ощущения
двигательные, или кинестетические, кои регулируют по принципу связи обратной реальные
взаимоотношения субъекта с предметом. В частности, в восприятии зрительном вместе с собственно
зрительными ощущениями интегрируются и ощущения кинестетические, сопровождающие движения
глаз (аккомодация, конвергенция и дивергенция, слежение). Так же и в процессе восприятия слухового
активную роль играют слабые движения артикуляционного аппарата. Для человека характерно, что
образы его восприятия интегрируют в себе использование речи. За счет словесного обозначения
|