Navigation bar
  Print document Start Previous page
 66 of 599 
Next page End  

возникает возможность абстрагирования и обобщения свойств предметов. Основными свойствами
восприятия являются предметность, целостность, константность, категориальность, апперцепция. В
числе важных свойств восприятия следует отметить: соотношение фигуры и фона (-> фигура | фон),
предметность, целостность и константность. Свойства восприятия, существующие на уровне сознания -
это осмысленность, категориальность, избирательность и апперцепция. Микрогенез образа восприятия
содержит ряд фаз, связанных с решаемыми перцептивными задачами: от недифференцированного
восприятия -
к формированию целостного образа предмета, на базе коего можно строить адекватную
деятельность. Изучение восприятия интенсивно ведется представителями психологии, физиологии,
кибернетики и других научных дисциплин. В этих исследованиях широко применяются наблюдение и
эксперимент, сочетаются методы эмпирического анализа и моделирования. Данные о функции,
развитии и структуре восприятия имеют общенаучное и прикладное значение. Они применяются при
создании систем отображения информации, в технической эстетике и художественном
конструировании, в педагогике, спорте и пр.
ВОСПРИЯТИЕ: ЕДИНИЦА ОПЕРАТИВНАЯ (оперативная единица восприятия) - единицам,
восприятия оперативным соответствует некое выделение в поле перцептивном единичных предметов.
В ходе развития деятельности содержание этих единиц меняется. Так, при изучении телеграфного кода
вначале как самостоятельная единица восприятия воспринимается каждая отдельная - точка или тире,
но затем - все более длинные последовательности телеграфных знаков - буквы, слова « даже
словосочетания. Переход ко все более крупным единицам восприятия оперативным, основанный на
смысловом объединении, обобщении и перекодировании информационных элементов, позволяет
повысить скорость восприятия.
ВОСПРИЯТИЕ: ПРОЦЕСС: ОНТОГЕНЕЗ (онтогенез процессов восприятия) - структурные
изменения, происходящие в восприятии по мере индивидуального развития. Основным фактором,
обусловливающим построение адекватных действий перцептивных, являются практические действия -
деятельность - по преобразованию предметов внешнего мира. При развитии деятельности происходит
сокращение внешних практических компонент, за счет чего действия перцептивные свертываются. У
ребенка вырабатывается целостная система единиц восприятия эталонов оперативных и сенсорных,
опосредующих восприятие. Эталоны сенсорные, используемые как чувственные мерки для
систематизации свойств внешнего мира и усваиваемые в этом процессе, соответствуют общественно
выработанным системам сенсорных качеств (звуковысотная шкала музыкальных звуков, фонемы языка,
система геометрических форм).
ВОСПРИЯТИЕ: РАЗВИТИЕ
- качественное видоизменение процессов восприятия по мере
роста организма и накопления индивидуального опыта - его процесс и результат. Характерно, что самые
существенные изменения восприятия происходят в первые годы жизни ребенка. При этом решающую
роль играет усвоение выработанных обществом эталонов сенсорных и приемов обследования
раздражителей. Уже до полугодовалого возраста - в условиях взаимодействия со взрослыми - возникают
активные действия поисковые: ребенок смотрит - видит - хватает и ощупывает предметы руками. На
этой основе образуются интерсенсорные связи между различными системами рецепторными -
зрительной, слуховой, осязательной. Так ребенок обретает способность воспринимать сложные
комплексные раздражители, узнавать и различать их. В возрасте 6-12 месяцев происходит быстрое
развитие системы двигательной и в качестве деятельности ведущей выступают действия и манипуляции
предметные, что требует константности восприятия (-> константность). При этом основным способом
восприятия становятся движения воспроизводящие, моделирующие особенности воспринимаемых
объектов. В дальнейшем развитие восприятия происходит в теснейшей связи с развитием различных
видов деятельности - игровой, изобразительной, конструктивной, элементов деятельности трудовой и
учебной. После четырехлетнего возраста развитие восприятия становится относительно
самостоятельным.
ВОСПРИЯТИЕ ТИП
- на основе исследований Г. Роршах выделил четыре типа восприятия
(«типа переживания»):
1) тип двигательный (В-тип) - характерен тем, что люди этого типа склонны воспринимать
образы теста пятен Роршаха в движении; в продуцируемых ими образах акцентируется динамический
аспект, это соответствует интровертивному типу личности: если нормально интровертивный тип
Hosted by uCoz