Navigation bar
  Print document Start Previous page
 69 of 599 
Next page End  

актуализованного содержания в некоей знаковой форме. Чаще всего требует вспоминания той
структурной организации, что сформировалась при запоминании. В порядке возрастания требуемых
усилий можно выделить такие ступени воспроизведения:
1) воспроизведение непроизвольное и произвольное;
2) собственно воспроизведение - в узком смысле - действует без опоры на образ восприятия,
однако информация припоминается целенаправленно и без особых усилий;
3) припоминание. В отличие от узнавания, воспроизведение реализуется без повторного
восприятия стимула и может выступать в произвольной и непроизвольной форме. Как и узнавание,
применяется как методический прием определения эффективности запоминания или заучивания.
Количество ошибок воспроизведения уменьшается, когда оно тренируется и сопровождается высокой
мотивацией. Эффективность его зависит от применяемого метода: чем больше ситуация
воспроизведения соответствует ситуации запоминания, тем оно лучше. В любом случае
воспроизведение имеет избирательный характер, обусловленный потребностями, направлением
деятельности, актуальными переживаниями. При воспроизведении обычно происходит существенная
перестройка воспринятого, так что исходное содержание теряет ряд второстепенных деталей и обретает
обобщенный характер, соответственный решаемым задачам. В силу действия эффектов реминисценции
и интерференции воспроизведение сразу после восприятия запоминаемого материала (воспроизведение
непосредственное) не всегда дает лучший результат по сравнению с отсроченным. Метод антиципации
и метод сбережения предложил немецкий психолог Г. Эббинхауз.
ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ - наблюдается в ситуации, когда мысль или образ
всплывает в памяти без намерения личности; когда нет специально поставленной задачи
воспроизведения и оно возникает под влиянием представлений, мыслей и чувств, вызванных либо
восприятием некоего объекта или ситуации, либо деятельностью, выполняемой в данный момент -
чтения книги, просмотра кинофильма и пр.
ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЕ
-
вызывается задачей воспроизведения чего-либо,
хранящегося в памяти долговременной, коя ставится либо самому себе, либо другими людьми. Может
протекать на уровне узнавания.
ВОССТАНОВЛЕНИЕ (восстановление рефлекса) - растормаживание - частичное или полное
восстановление рефлекса условного после его угасания - либо после временного перерыва (спонтанное
восстановление), либо в результате появлений вновь безусловных стимулов или подкрепляющих
агентов этого рефлекса.
ВПЕЧАТЛИТЕЛЬНОСТЬ
- способность иметь представления, различные по яркости и по
связи с внешним миром, с различной степенью выраженности в них чувств. Это качество личности
производно от представлений.
ВРАБАТЫВАНИЕ - процесс адаптации к актуально выполняемой деятельности, во время коего
происходит настройка всех психофизиологических функций за счет актуализации динамического
стереотипа. При этом возрастает возбудимость и функциональная подвижность системы нервной,
усиливается концентрация возбуждения процессов нервных. Такая настройка приводит к уменьшению
времени выполнения операций, к повышению ритмичности работы и ее производительности.
Врабатывание обычно завершается в первый час работы, после чего наступает устойчивое рабочее
состояние.
ВРЕМЯ
- в психологии - предмет многочисленных теоретических и экспериментальных
исследований, основные аспекты коего:
1) психофизический - поиск механизмов отражения психического топологических
(последовательность, одновременность) и метрических (длительность) характеристик «физического»
времени;
2) психофизиологический - исследование влияния разноуровневых биологических ритмов и
закономерностей организации «биологического» времени на динамику процессов психических;
3) социально-психологический - рассмотрение особенностей отражения человеком
«социальною» времени, специфики этого отражения в различных общностях и культурно-исторических
условиях;
Hosted by uCoz