4) личностно-психологический - изучение временной организации индивидуального жизненного
пути, структуры психологического времени личности. Наряду с указанными аспектами выделяются три
масштаба исследования времени:
1) масштаб ситуативный -
;
в нем реализуется непосредственное восприятие и переживание
коротких временных интервалов, несоизмеримых с длительностью человеческой жизни в целом; на
основе обобщения этих восприятий и переживаний формируются индивидуальные концепции времени
в масштабе биографическом;
2) масштаб биографический - ограничен длительностью человеческой жизни, рождением и
смертью; здесь различаются концепции времени взрослого и ребенка, представителей различных групп
социальных;
3) масштаб исторический - здесь исследования времени направлены на выяснение
закономерностей осознания личностью исторического прошлого и будущего; традиционные формы
такого осознания - усвоение истории общества и знание генеалогии своего рода; в результате
историческое прошлое и будущее может предстать в сознании как собственное прошлое и будущее
человека, как возможность преодоления ограниченности индивидуальной жизни (=> время
психологическое).
ВРЕМЯ: ВОСПРИЯТИЕ
- образное отражение таких характеристик явлений и процессов
внешней действительности, как длительность, скорость протекания и последовательность. В
построении временных аспектов картины мира участвуют различные анализаторы, из коих самую
важную роль при точном различении промежутков времени играют ощущения кинестетические и
слуховые. Индивидуальное восприятие длительности временных периодов существенно зависит от
интенсивности деятельности, совершаемой в это время, и от состояний эмоциональных, порождаемых в
ходе деятельности.
ВРЕМЯ: ВОСПРИЯТИЕ: НАРУШЕНИЕ (нарушения восприятия времени) - потеря
способности к временной ориентировке. Различаются:
1) общее дезориентирование во времени - обусловленное нарушением сознания при локальных
поражениях мозга головного и при заболеваниях психических;
2) более частное - проявляемое как затруднения правильной оценки относительно коротких
интервалов времени (секунд, минут) при поражении височных отделов мозга головного
(преимущественно - полушария правого), связанных с синдромом расстройств работы анализатора
слухового; а также при стрессе, длительной депривации сенсорной, алкогольном опьянении.
ВРЕМЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ - отражение в психике системы временных отношений между
событиями жизненного пути. Содержит:
1) оценки одновременности, последовательности, длительности, скорости протекания различных
событий жизни, их принадлежности к настоящему, удаленности в прошлое и будущее;
2) переживания сжатости и растянутости, прерывности и непрерывности, ограниченности и
беспредельности времени;
3) осознание возраста, этапов возрастных - детства, молодости, зрелости, старости;
4) представления о вероятной продолжительности жизни, о смерти и бессмертии, об
исторической связи собственной жизни с жизнью предшествующих и последующих поколений семьи,
общества, всего человечества. В психологии можно выделить несколько подходов к объяснению и
экспериментальному изучению времени психологического:
1) согласно квантовой концепции, существуют разномасштабные субъективные кванты времени -
от миллисекунд до десятилетий, кои обусловливают различные переживания времени (например,
оценки одновременности, выделение настоящего психологического);
2) с позиций событийной концепции особенности времени психологического зависят от
количества и интенсивности происходящих событий - изменений во внутренней и внешней среде, в
деятельности человека. В рамках квантового и событийного подходов не решен ряд фундаментальных
проблем:
1) возможность обратимости и многомерности времени психологического;
2) возможность нелинейной последовательности прошлого психологического, настоящего
психологического и будущего психологического;
|