Navigation bar
  Print document Start Previous page
 87 of 599 
Next page End  

официальные всегда имеют определенную нормативно закрепленную структуру, назначенное или
избранное руководство, нормативно закрепленные права и обязанности ее членов. Примеры условных
групп официальных - различные комиссии, группы референтов, консультантов и пр.
ГРУППА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ - группа испытуемых, на коей проводится исследование с
целью проверки некоей гипотезы.
ГРУППИРОВКА
- структура логики. В психологию это понятие ввел в 1937 г. Ж. Пиаже в
качестве одного из основных понятий своей концепции интеллекта операциональной. Группировка
считается связующим звеном между логическими и психологическими структурами. В формально-
логическом плане группировка - это закрытая, обратимая система, где все операции подчиняются пяти
формальным критериям:
1) комбинативность: А + В = С;
2) обратимость: С - В = А;
3) ассоциативность: (А + В) + С = А + (В + С);
4) общая операция идентичности: А - А = 0;
5) тавтология, или специальная идентичность: А+ А = А. Формами группировки являются такие
логические операции, как включение классов - простое и мультипликативное, сериация - простая и
мультипликативная, симметрия. В психологическом плане группировка - это состояние равновесия
мысли. Весь процесс развития интеллектуального, согласно Пиаже, описывается последовательностью
группировок, возможность выполнения каждой из коих обусловлена освоением предыдущей. Но
собственно интеллектуальное развитие начинается не сразу, но после прохождения доперцептивного и
перцептивного уровней - как результат последовательной децентрации, предполагающей освобождение
объектов восприятия и собственного действия с ними. Появление истинной группировки достигается
лишь на уровне операций конкретных. Пиаже выделил восемь элементарных группировок логики
классов и отношений, сформированность коих необходима для достижения ребенком этого уровня:
классификация, сериация, замещение, установление симметрии - являют группировки аддитивного
порядка; им соответствуют четыре группировки мультипликативного порядка, в коих речь идет
одновременно о нескольких системах классов или отношений. На уровне операций формальных ребенок
может выполнять шестнадцать видов группировок, независимых от своего содержания, но не имеющих
вполне комбинаторного характера. На основании комбинаторной системы организуются группировки
более высокого порядка, составляющие систему операций пропозициональных.
ГРУППООБРАЗОВАНИЕ
- превращение в ходе совместной деятельности реальной и
первоначально диффузной человеческой общности в объединение взаимодействующих и
взаимозависимых лиц - группу определенного уровня развития. Разновидность группообразования -
коллективообразование - превращение группы в коллектив, когда она проходит в развитии ряд стадий,
характерных не только внешними изменениями (временем существования, количеством коммуникаций,
отношениями власти и подчинения, количеством социометрических выборов и пр.), но и
определенными феноменами отношений межличностных (единство ценностно-ориентационное,
самоопределение коллективные и идентификация коллективная, мотивация выборов межличностных,
референтность и пр.), возникающих на базе деятельности совместной, социально ценной и личностно
значимой для всех членов группы. По степени опосредования в группе отношений межличностных
целями, ценностями, организацией и содержанием деятельности совместной, и по степени социальной
желательности этой деятельности или самих отношений можно судить об уровне развития группы.
Стадии, проходимые группой в процессе группообразования, типологически объединяются в пять
позиций:
1) группы диффузные - общности, где люди только соприсутствуют (пассажиры в автобусе,
экскурсия, слушатели курсов в первый день занятий и пр.) и где отсутствие опосредования отношений
межличностных обусловлено отсутствием деятельности совместной;
2) ассоциации просоциальные - например, дружеские компании, кои могут стать группой
высокого уровня развития, если их объединит социально значимая деятельность совместная;
3) группы и коллективы, где отношения межличностные опосредованы социально ценной
деятельностью;
Hosted by uCoz