4) асоциальные ассоциации (например, группа агрессивно настроенных подростков), где
опосредование отношений межличностных некоей деятельностью минимально - при максимально
асоциальных опосредующих факторах;
5) асоциальные корпорации (например, мафия или банда), где присутствует антисоциальная
деятельность, опосредующая все отношения межличностные, основанные на страхе, подавлении и
унижении.
ГУМАНИЗМ
- Проявляется в глубоком уважении к человеку и его достоинству, в активной
борьбе против всех форм человеконенавистничества. Как свойство личности включает в себя знание
жизни, позитивное отношение к людям, их жизни и деятельности, человеколюбие и душевную теплоту.
ГУМАННОСТЬ
- обусловленная нравственными нормами и ценностями система установок
личности на социальные объекты (человека, группу, живое существо), явленная в сознании
переживаниями сострадания и реализуемая в общении и деятельности - в актах содействия, соучастия и
помощи. Понятие гуманности как социальной установки, включающей познавательную, эмоциональную
и поведенческую компоненту, привлекается при анализе широкого круга проблем, связанных с
усвоением моральных норм, эмпатией, с изучением так называемого поведения помогающего и пр. Оно
снимает противопоставление альтруизм и эгоизма, предполагающее либо унижающую жертвенность,
либо корыстное себялюбие.
В своей развитой форме гуманность субъекта выступает в группах высокого уровня развития, где
является способом существования отношений межличностных, при коих каждый член коллектива
относится к другому, как к себе самому, и к себе, как к другому, исходя из целей и задач деятельности
совместной. Эмпирическое воплощение гуманности - идентификация коллективная.
Формирование гуманности в онтогенезе связано с развитием самосознания ребенка, выделением
себя из социального окружения. Показано, что огромное значение в становлении гуманности ребенка
принадлежит деятельности совместной, предполагающей реальное сотрудничество ребенка сначала со
взрослым, а затем со сверстником. Деятельность совместная создает общность эмоциональных
переживаний, а смена позиций в игре и общении формирует гуманное отношение к другим значимым;
от непосредственных проявлений эмоциональной отзывчивости (сострадания неблагополучию и
сорадования успехам) он переходит к опосредованным моральными нормами актам соучастия в
деятельности совместной. Изучение закономерностей становления и развития гуманности как
характеристики личности, а также механизмов ее функционирования - важная задача нравственного
воспитания человека, формирования всесторонней личности.
_Д_
ДАВЛЕНИЕ
- отличается от потребности лишь своей направленностью: если потребность -
динамическая сила, исходящая от организма, то давление - сила, действующая на организм.
ДАЛЬТОНИЗМ - наследственная аномалия зрения цветового, выражаемая в недостаточном или
даже полном неразличении некоторых цветов. Назван по имени английского врача Дальтона, впервые
описавшего эту аномалию.
ДАННОЕ: ОБРАБОТКА СТАТИСТИЧЕСКАЯ
- каковы бы ни были цели и методы
исследований психологических, получаемые в итоге данные можно рассматривать как результаты
измерений различных психологических явлений и пр. Под измерением здесь понимается процедура
приписывания числовых значений изучаемым объектам согласно определенным правилам. Измерения в
психологии специфичны: в качестве измеряемых объектов выступают не сами по себе психические
явления, а показатели - различные «единицы» поведения и деятельности и физиологические реакции.
Именно на основе их качественного и количественного анализа исследователь судит о стоящих за ними
и проявляемых через них психических явлениях и пр. Научные выводы базируются на достаточно
большом множестве фактов, для получения коих необходимо многократное измерение показателей. В
результате образуется достаточно пестрая картина числовых значений, и, чтобы выявить в ней скрытые
закономерности, требуется специальная обработка данных с помощью методов математической
статистики. Самые частые практические задачи следующие:
|