Navigation bar
  Print document Start Previous page
 92 of 599 
Next page End  

общественно-трудовой деятельности и языка. Соответственно этому управление движениями может
проводиться на основе различных словесных инструкций и самоинструкций. В онтогенезе, согласно Л.
С. Выготскому, произвольная регуляция носит распределенный характер: взрослый задает словесную
инструкцию, в коей определена отрефлексированная цель движения, а ребенок ее выполняет. В
дальнейшем у ребенка возникает возможность саморегуляции движений с помощью собственной речи -
сначала внешней, потом внутренней.
ДВОЙСТВЕННОСТЬ -> амбивалентность.
ДЕАВТОМАТИЗАЦИЯ (дезавтоматизация) - потеря способности выполнять без актуального
сознательного контроля ранее автоматизированные навыки двигательные. Может обусловливаться
сбивающим влиянием внешних воздействий, или же происходящим со временем естественным
забыванием элементов навыка. Также может свидетельствовать о нейрофизиологических нарушениях
при поражениях премоторных отделов коры мозга головного.
ДЕБИЛЬНОСТЬ
- легкая степень отсталости умственной. Встречается примерно у 2%
населения, характерна затрудненной интеллектуальной деятельностью, но хорошей адаптацией
социальной.
ДЕДУКЦИЯ
- движение знания от более общего к менее общему, частному; выведение
следствия из посылок. Тесно связана с индукцией. Логика рассматривает дедукцию как вид
умозаключения. Психология изучает развитие и нарушение дедуктивных рассуждений. Движение
знания от более к менее общему анализируется в его обусловленности всеми психическими процессами,
строением мыслительной деятельности в целом.
Пример эмпирических исследований дедуктивных рассуждений - анализ доверия к посылкам и
выводам из них.
ДЕЙСТВИЕ
- произвольная преднамеренная опосредованная активность, направленная на
достижение осознаваемой цели. Главная структурная единица деятельности. Определяется как процесс,
направленный на достижение цели. Действие выполняется на основе определенных способов,
соотносимых с конкретной ситуацией, - с условиями; эти способы - неосознаваемые или мало
осознаваемые - называются операциями и представляют более низкий уровень в структуре
деятельности. Итак, действие - совокупность операций, подчиненных цели. Инициация действий -
лишь последний этап трехстадийной последовательности.
Ее первый этап - активация мозга, происходящая в результате сопоставления внутреннего
состояния человека с внешними объектами или ситуациями. Второй - обработка мозгом информации,
поступающей от организма и внешнего мира, с целью запустить третий этап - наиболее подходящее
поведение с учетом текущих обстоятельств и прошлого опыта. Обработка информации выполняется
более или менее автоматически при рефлекторных реакциях или поведении инстинктивном. При
сложных процессах научения и особенно при сознательном принятии решений в этом участвуют такие
высшие функции, как память и мышление. Освобождение действий от сознательного контроля не
абсолютно и человек представляет, что делает, но контроль этот реализуется следующим образом.
Неоднородное поле сознания как бы накладывается на иерархическую систему сложного действия; при
этом самые высокие этажи системы - самые поздние и сложные компоненты действия - оказываются в
фокусе сознания, следующие этажи попадают на периферию сознания, а самые низкие и самые
отработанные компоненты выходят за границу сознания.
Отношение различных компонентов действий к сознанию нестабильно. В поле сознания
происходит постоянное изменение содержаний: представленным в нем оказывается то один, то другой
«слой» иерархической системы актов, составляющих действие. Как крупные цели членятся на более
мелкие, так крупное действие есть последовательность действий более низкого порядка с переходами на
разные уровни иерархической системы действий. По структуре действие, в отличие от привычного или
импульсивного поведенческого акта, непосредственно определяемого предметной ситуацией, всегда
реализуется опосредованно. Как средства могут выступать различные знаки, роли, ценности, нормы и
прочее; применяя их, субъект овладевает действием, превращает его в личностное, принадлежащее ему
самому. В каждом действии выделяются части:
1) ориентировочная - принятие решения;
2) исполнительная - реализация действия;
Hosted by uCoz