3) контрольная - контроль и коррекция действия. При этом в ориентировочной части происходит
увязывание образа ситуации, образа действия, интегральной и дифференциальной программ
выполнения действия. Исполнительная и контрольная части выполняются циклически. По способу
функционирования действие является произвольным и преднамеренным. В онтогенезе функция
произвольного контроля действий выполняется вначале взрослым в ходе деятельности совместной с
ребенком, а затем - вследствие интериоризации социальных образцов и схем выполнения действия -
ребенок сам начинает контролировать его соответственно этим эталонам и схемам. Преднамеренность
действия возникает в силу принятия субъектом решения о том, что образ будущего результата действия
отвечает мотиву его деятельности; тогда этот образ действия обретает для него личностный смысл и
выступает как цель действия. При наличии намерения у субъекта возникает установка целевая -
готовность к достижению предвосхищаемого результата действия. Установка целевая связана с образом
предвидимой цели, который задает только общее направление построения действия, тогда как
исполнительная часть действия определяется конкретными условиями ситуации. По степени
включенности эмоционально-волевых компонент различаются действия волевые и импульсивные.
Нельзя сказать, что развитие действий в онтогенезе идет от импульсивных к волевым, но с возрастом
количество действий импульсивных резко уменьшается. В редуцированном виде они сохраняются в
речевых реакциях, мимике и жестах при эмоциональных состояниях. По прагматическому основанию
выделяются человеческие действия: управляющие, исполнительные, утилитарно-приспособительные,
перцептивные, мнемические, умственные, коммуникативные. В каждом из них происходит
использование как усвоенных, так и индивидуально выработанных средств и орудий. В отечественной
психологии представления о действии как специфической единице человеческой деятельности введены
С. Л. Рубинштейном и А. Н. Леонтьевым. Понятие действия как единицы анализа и предмета
исследования используется при изучении действий перцептивных, исполнительных, мнемических,
умственных, творческих и пр. В ходе выполнения действия происходит контакт субъекта с предметным
миром, преобразование (внешнее или мысленное) предметной ситуации и достижение тех или иных
результатов, смысл личностный коих для субъекта оценивается эмоциями. В процессе действия могут
появляться новые цели (-> целеобразование), может изменяться место действия в структуре
деятельности. В условиях деятельности коллективной впервые появляются операции, не направленные
прямо на предмет потребности - биологический мотив, но на некий промежуточный результат. В рамках
индивидуальной деятельности этот результат становится самостоятельной целью. Так для субъекта цель
деятельности отделяется от ее мотива, и соответственно в деятельности выделяется как ее новая
единица действие. Это сопровождается переживанием смысла действия, ибо для того чтобы совершить
действие, приводящее к промежуточному результату, нужно понять связь этого результата с мотивом -
открыть для себя смысл действия. Согласно А. Н. Леонтьеву, смысл и есть отражение цели действия к
мотиву. Действие - с позиций теории деятельности - основная единица анализа деятельности, -
процесс, направленный на реализацию цели. Характеризуя понятие действия, можно выделить четыре
момента:
1) действие содержит как необходимую компоненту акт сознания в виде постановки и удержания
цели; но этот акт не замкнут в самом себе (как фактически утверждала психология сознания), а
раскрывается в действии;
2) действие - одновременно акт поведения (то есть сохраняются достижения бихевиоризма), но
внешние движения рассматриваются в неразрывном единстве с сознанием, ведь движение без цели -
скорее несостоявшееся поведение, чем его истинная сущность;
3) через понятие действия утверждается принцип активности, противоставляемый принципу
реактивности: в субъекте предполагается активное начало - в форме цели;
4) понятие действия «выводит» деятельность человека в предметный и социальный мир, ибо
цель действия может быть любой, а не только чисто биологической, но и социальной. Согласно А. Н.
Леонтьеву, действие может превратиться в операцию (-> действие операция), если неоднократно
достигаемая цель, устойчиво связываясь со способом достижения, ввиду автоматизации действия
перестает осознаваться и оказывается в структуре деятельности условием выполнения другого действия
(механизм сдвига цели на условие). Начав выполнять действие ради некоих мотивов, субъект может
потом выполнять действие ради него самого. Тогда происходит сдвиг мотива на цель, и действие
|