становится самостоятельной деятельностью. Механизм образования осознаваемых мотивов-целей -
один из механизмов формирования новых видов деятельности человека в онтогенезе. Динамическая
устойчивость действия определяется установкой целевой.
ДЕЙСТВИЕ (действие и операция) - Всякое сложное действие состоит из слоя действий и слоя
подлежащих им операций. Граница слоев действий и операций подвижна: ее движение вверх означает
превращение некоих действий, в основном элементарных, в операции: происходит укрупнение единиц
деятельности. Движение границы вниз означает превращение операций в действия: происходит
дробление деятельности на более мелкие единицы. Очень важен вопрос, как в конкретных случаях
определить, где проходит эта граница. Поскольку действие - единица деятельности, ответ на него
позволил бы установить, какими единицами работает индивид, что важно и теоретически, и
практически (например, с позиции обучения). Пока это - одна из проблем экспериментальных
исследований. Теоретически этот вопрос решить невозможно, ибо хотя операция есть способ
выполнения действия, однако не всякий способ есть операция: так, частные действия можно
рассматривать как способы выполнения более крупного действия, в состав коего они входят, - но они не
перестают быть действиями. Потому ни статус способа, ни соотнесенность с условиями, ни величина и
масштаб акта не позволяют определить его деятельностный ранг - определить, действие он или
операция. Самый точный признак, различающий действия и операции - осознаваемость или
неосознаваемость - в принципе можно использовать, но далеко не всегда. Он не работает как раз в
пограничной зоне, у границы между действиями и операциями. Чем дальше от границы, тем
достовернее данные самонаблюдения. В пограничье становится существенной ситуативная динамика
процесса деятельности, и уже сама попытка определить осознаваемость некоего акта может привести к
его осознанию, тем нарушая естественную структуру деятельности. Единственный путь, что пока
видится, - это использование объективных индикаторов деятельного уровня текущего процесса -
поведенческих и физиологических признаков. Согласно А. Н. Леонтьеву, действие может превратиться
в операцию, если неоднократно достигаемая цель, устойчиво связываясь со способом достижения,
ввиду автоматизации действия перестает осознаваться и оказывается в структуре деятельности условием
выполнения другого действия (механизм сдвига цели на условие).
ДЕЙСТВИЕ: ОСНОВА ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ
- система представлений о цели, плане и
средствах осуществления предстоящего или выполняемого действия. Термин введен П. Я. Гальпериным
(-> концепция формирования поэтапного действий умственных). Содержание основы действия
ориентировочной во многом предопределяет качество действия. Так, полная основа ориентировочная
обеспечивает систематически безошибочное выполнение действия в заданном диапазоне ситуаций.
Основу действия ориентировочную следует отличать от схемы таковой - как совокупности ориентиров
и указаний, задаваемой субъекту. Форма и способ задания схемы диктуются целями обучения,
возрастными и индивидуальными особенностями обучаемых. Выделяются три типа построения схемы
основы действия ориентировочной и соответственно три типа учения.
При первом типе индивид имеет дело с принципиально неполной системой условий и
вынужден дополнять ее с помощью метода проб и ошибок. Окончательная структура действия
устанавливается медленно, осмысляется далеко не всегда и не полностью. Разброс индивидуальных
показателей велик, а сформированное действие крайне чувствительно к сбивающим воздействиям. При
втором типе индивид ориентируется на полную систему ориентиров и учитывает всю систему условий
правильного выполнения действия, что гарантирует его безошибочность. При этом схема основы
действия ориентировочной либо задается в готовом виде, либо составляется обучаемым совместно с
обучающим. Третий тип характерен полной ориентацией индивида уже не на условия выполнения
конкретного действия, а на принципы строения изучаемого материала, на слагающие его единицы и на
законы их сочетания. Основа действия ориентировочная такого рода обеспечивает глубокий анализ
изучаемого материала и формирование познавательной мотивации.
ДЕЙСТВИЕ: СОСТАВ ДВИГАТЕЛЬНЫЙ
- являет собой систему двигательных операций,
выполняемых соответственно задаче двигательной, окончательное формирование коей возможно лишь
в ходе практической отработки, ведущей к уточнению индивидуального стиля движений.
ДЕЙСТВИЕ АВТОМАТИЗИРОВАННОЕ -> навык.
|