Navigation bar
  Print document Start Previous page
 102 of 268 
Next page End  

или иначе опорочить, причем наиболее значительная доля пренебрежения
предназначалась для женщины, являвшейся наиболее слабой и пассивной стороною.
Нельзя предаваться широким обобщениям, так как разнообразие нравов
различных народов может создать почву для заблуждения, но и слишком большие
подробности здесь не могут иметь места. Мы должны лишь резюмировать, что у
низших народов одна только грубая сила составляла базу для брака, между тем как
средние и высшие культурные сферы обеспечивали почву для правовых
взаимоотношений, не всегда, правда, основанных на здравом смысле и
нравственности.
Внебрачные половые сношения распадаются на две главные группы: на
проституцию и конкубинат. Есть довольно много переходных пунктов, служащих
связывающим звеном между этими двумя основными проявлениями, но в связи с
обусловливающими их причинами они резко отличаются друг от друга. Проституция
представляет собою род промысла, когда человек за вознаграждение продает свое
тело. В конкубинате же имеют место в большей или меньшей степени свободные
половые сношения вне брака, причем в качестве основы могут здесь служить и
половой инстинкт, и предварительное соглашение или любовь, и, наконец, насилие. 
Здесь, разумеется, может происходить весьма разнообразное сплетение и с
денежными соображениями. Проституция и конкубинат свойственны были всем народам
и всем культурным эпохам в качестве неизбежных спутников и оборотной стороны
законного брака. Но они еще иногда окружались, благодаря регламентации,
известным религиозным культом и этическим ореолом.
Каждая женщина Вавилона обязана была раз в жизни отдать себя в храме
Венеры чужеземцу за вознаграждение. Публичные дома были учреждены еще мудрым
Соломоном, причем заключавшиеся здесь рабыни должны были содействовать охранению
святости брака от посягательств на него со стороны юношества. В Риме также
существовали общественные (государственные), а также и частные публичные дома
или лупанарии, причем функционировали и частные проститутки (meretrices).
Проституция наиболее пышно расцвела в средние века, с связи с крестовыми
походами. По рассказам, один констанцский собор привлек около 1500 проституток,
которые обыкновенно передвигались вместе с войсками. Индийская девушка отдается
жрецу, как представителю божества, причем она пользуется большим почетом в
качестве служительницы в храме. Проститутками являются и китайские цветочницы, и
танцовщицы с Явы, и японские девушки в чайных домиках. Наибольшим почетом и
расположением в различных культурных государствах пользовались те из
проституток, которые отличались исключительным умом и воспитанностью. Они
отдавались лишь за очень крупное вознаграждение или же предпочитали не
становиться в ряды проституток, а разорять каждый раз другого из обожавших их
мужчин.
Типичным для представления о диких является следующее показание Риббо
("Два года среди каннибалов острова Саломо", 1503 г.), рисующее нравы обитателей
острова Саломо. Молодая, достигшая зрелости, девушка объявляется (публично) в
один день "манготтой". Она может тогда иметь половые сношения с каждым, кто
только этого пожелает, независимо от того, будет ли это белый или чернокожий.
Чем больше таких сношений, тем больше и "честь". При этом она, во всяком случае,
находит себе возлюбленного, который на ней и женится. Но уже с этого момента ее
неверность карается смертью. (Следствие: эпидемии гонорреи).
Конкубинат отличается большей или меньшей свободой. Наложницы представляли
собой большей частью рабынь или полурабынь, находившихся на содержании у богатых
людей, которые искали в их обществе удовольствия, независимо от своих законных
жен. Могучая сила капитала и в настоящее время создает такие же почти отношения.
Отдельно стоит конкубинат, так сказать, высшего порядка, предоставляющий обеим
сторонам полную свободу действий и не обусловливаемый какими-либо материальными
соображениями. В древности эти формы также проявлялись в большей или меньшей
степени своеобразно. Греческие гетеры также представляли собой наложниц, нередко
вышедших из рядов проституции и продававших себя за деньги, но вместе с тем
игравших роли подруг великих людей. Они жили в умопомрачительной роскоши,
приобретали славу, особенно во времена Перикла, причем им даже воздвигались
памятники. Фрина послужила моделью для статуи Венеры и предложила за свой счет
воздвигнуть разрушенные стены города Фив. Таис была возлюбленной Александра и
родила ему наследника престола, и т. д. Скудное образование греческих жен еще
ярче выделяло умственные достоинства высокопоставленных гетер.
Демосфен в следующих выражениях резюмировал свой взгляд на положение этого
вопроса в Греции и, в частности, в Афинах: "Мы обзаводимся женою, чтобы иметь
Hosted by uCoz