законных детей и хозяйку в доме, на которую можно положиться: наложницы служат
нам для услужения, а гетеры для упоения любовью".
Потомство наложниц женатого человека во многих странах, как, например, в
Японии, считается законным и приобретает те же права, что и дети от законной
жены. Конкубинат, таким образом, приобретает форму второстепенного брака.
И в наше время не перевелись своего рода гетеры, с которыми мы
сталкиваемся в различных общественных классах под видом куртизанок, содержанок,
любовниц и фавориток королей и высших богатых классов. Они же бывают
возлюбленными отважных мужчин или вампирами, умеющими использовать
бесхарактерность богатых людей.
Нет недостатка и в фаворитах, которыми окружают себя высокопоставленные
или богатые женщины, причем они представляют из себя как бы гетер мужского рода.
Достаточное количество примеров в этом смысле давали женщины в качестве
представительниц царствующих фамилий.
Патология также обусловливала во все культурные эпохи внебрачные половые
сношения, носившие тот или иной упорядоченный или беспорядочный характер. Здесь
наиболее видную роль играла гомосексуальная любовь, которую мы рассмотрим в
главе VIII и которая занимала весьма видное место у иудеев, персов, этрусков и
др., особенно же у греков. Философы Греции относились к этой форме любви весьма
благосклонно, пока она не представляла собою обыкновенного вида проституции, а
давала представление об идеальной гомосексуальной любви. По мнению Солона,
Аристида, Фидия и Сократа, не свободных, во всяком случае, от подозрения в том,
что они имели непосредственное отношение к гомосексуальной любви урнингов (см.
главу VIII), любовь между мужчинами должна стоять выше полового общения с
женщиной, т. е. выше естественного проявления любви.
18. Итоги.
Примитивный брак, повидимому, отличался кратковременностью. Когда человек
стал кормиться животной пищей и занялся охотой, брак стал продолжительнее. В
качестве первоначальной общественной формы являлись не клан и не племя, а семья,
причем люди унаследовали брак от высших обезьяноподобных предков. Человечеству
не свойственен был промискуитет, несмотря на то, что всегда имели место
достаточно свободные половые сношения до брака, при частой перемене жен.
Превосходство сил мужчины создало патриархат, имевший весьма гибельные
последствия. В силу этого же превосходства и в связи с ростом культуры,
происходила дальнейшая эволюция брака, создавшая брак по покупке и полигамию.
Последняя все больше и больше вырождается в своем варварском проявлении. Высшей
культурой обусловливается продолжительная и прочная любовь на этических основах,
ведущая к более или менее свободной моногамии.
Права женщины много выиграли от развития культуры и развития брака. Она
вышла из того состояния, когда была собственностью мужа, причем стали возникать
брачные договоры, обусловливающие полное уравнение в правах обоих сторон.
Вестермарк заключает, что и "история человеческого брака представляет собою
историю союза, в котором происходила последовательная победа женщины над
страстью, предрассудками и эгоизмом, свойственными мужчине".
19. Добавление. Раса и половая жизнь.
При наличности знаний этнографа, я сделал бы здесь попытку определить,
влияют ли, и в какой именно степени, расовые отличия на половую жизнь людей.
Необходимо, однако, обладать компетентностью специалиста-этнографа, чтобы иметь
право взяться за такую ответственную работу. Предыдущий итог Вестермарка дает
некоторые основные пункты для решения этого вопроса, главная трудность которого
заключается в том, чтобы уметь отделить в нравах каждой расы то, что создалось в
связи с историческими преданиями и привычками, от всего того, что носит на себе
следы непосредственно расовых особенностей. Возможность ошибочных выводов
заставляет нас лучше молчать. Известны разговоры о пылкой крови южан, причем
действительно можно констатировать большую половую страстность у народов жарких
стран, чем у народов стран холодных. Однако, этого не следует считать
отличительной расовой чертой. Особенно благоприятным объектом являются в этом
смысле евреи, раса которых сохранилась почти во всей своей чистоте в различных
странах и в различных условиях жизни. Свойственные им характерные черты
проявляются и в их половой жизни, причем рядом с сильным половым влечением они
обнаруживают и большую семейственность. Интенсивная половая жизнь свойственна и
монголам. Племена Тибета, живущие в полиандрии, не знают ревности
|